По следам прошлого нашей малой родины

Скифское золото и пирамиды египетских фараонов, храмы ацтеков и древнеримские акведуки – все эти древние тайны стали доступны современному человечеству, благодаря неугомонной страсти археологов. В нескончаемой гонке за прошлым этот удивительный народ готов отправиться в богом забытые места, в надежде отыскать новый артефакт. Неудивительно, что эти романтики и любители прошлого даже свой профессиональный праздник – День археолога, который привычно отмечается 15 августа, придумали сами.

В отличие от большинства профессиональных праздников, День археолога, не признан на государственном уровне. Но археологов, как творческих и загадочных личностей, этот факт не сильно расстраивает, как и то, что у их праздника нет единой истории возникновения.

 

Одни, сидя у костра, любят пересказывать историю, как студенты – участники Новгородской экспедиции, уставшие от строгих правил, придумали повод для праздника – день рождения Буцефала, коня Александра Македонского. Преподавателю понравилась находчивость молодых археологов, и празднование было одобрено.

Другие же рассказывают, что торжество «родилось» по инициативе археологов, ведущих раскопки под Ленинградом. Их строгий начальник признавал только официальные праздники – никакие басни или мифические дни рождения не могли стать поводом для отдыха. И, чтобы устроить внеочередной выходной, находчивым работникам ничего не оставалось, как придумать свой профессиональный праздник 15 августа – День археолога.

Еще одна версия гласит, что торжество приурочено ко дню рождения Татьяны Пассек – руководителя Трипольской экспедиции, которая считается «школой археологии».

Конечно, Балтайский район не может похвастаться такими сенсационными археологическими открытиями, как, например, раскопанная Генрихом Шлиманом легендарная Троя или найденная древнеегипетская гробница Тутанхамона, но и на территории нашего района было проведено несколько экспедиций, которые позволили заглянуть в прошлое нашей малой родины.

Так, в начале сентября 1999 года впервые были проведены охранные раскопки кургана в курганной группе у села Алай. Работы проходили при поддержке администрации района и П.Г. Ткаченко, который на тот момент работал в должности зав. отделом культуры). Раскопки проводились старшим научным сотрудником Саратовского областного музея краеведения К.Ю. Моржериным, при активном участии директора музея краеведения Е.А. Акимовой, Г.Г. Пуховой (учителя физкультуры) и учащихся школы с. Балтай.

В кургане было обнаружено 14 погребений и 2 ритуальные ямы срубной культуры эпохи поздней бронзы. В каждом захоронении найден погребальный инвентарь, который состоял из двух лепных глиняных сосудов разной величины (баночных и острорёберных). На всех сосудах имеется орнамент выполненный оттисками крупнозубчатого штампа. Материал, найденный в погребениях, был передан в Балтайский музей краеведения.

В 2000 году были начаты охранные раскопки разрушенного мавзолея средневекового времени (периода Золотой Орды). Этот мавзолей, сооруженный для погребения представителей богатой семьи, был расположен на левом берегу реки Кочелай (между селами Балтай и Царевщина). В результате расчистки и исследования объекта, была выявлена планиграфия здания в виде сохранившихся участков пола с кирпичными надгробиями, цоколя и фундамента.

Из отчета старшего научного сотрудника Саратовского областного музея краеведения К.Ю. Моржерина: «Принимая во внимание рельеф местности и сохранившиеся участки здания, можно предположить, что мавзолей имел прямоугольную форму и длинными сторонами был ориентирован по линии юго-восток – северо-запад и в южной части имелась прямоугольная пристройка. Пока не обнаруженный вход мог располагаться с северной стороны. Поскольку здание полностью не исследовано, предположительно, данный мавзолей можно отнести к группе мавзолеев с двумя камерами: собственно усыпальницей («гур-хана») и местом оплакивания («зиярат-хана»)». Крыша мавзолея, вероятно, имела куполообразную форму. Она, также как стены здания и пол, была сделана из обожженного кирпича квадратной формы».

При раскопках разрушенного мавзолея были найдены предметы, относящиеся к 14 веку нашей эры. В участках скопления древесного тлена от гробов были найдены некоторые предметы из погребений: скол кресального камня, нашивки из золотой фольги с тисненным изображением шестилепесткового цветка, кремень, крупный фрагмент шерстяного покрывала(савана) красного цвета шитого по краям бронзовыми нитями, различные части глиняных кувшинов и горшков, обломки железных предметов (в основном части угловых скоб гробов и железные гвозди), серьга в виде вопроса из золотой проволоки с морской жемчужиной на конце стержня, перстень из оранжевого сердолика с надписью в три строки «Аллах», «Любовь», «Благожелательность» (благосклонность). Также была найдена сердоликовая буса, часть бусы из полупрозрачного желтого стекла, буса из синего прозрачного стекла, буса из синего непрозрачного стекла, пряжка бронзовая, медная обойма с кольцом.

В центральной части мавзолея обнаружены человеческие кости от детских и взрослых костяков, остатки поминальных тризн в виде фрагментов гончарной и лепной посуды, костей животных, птиц и рыб, а также скорлупа лесных орехов.

На правом берегу реки Кочелай (в районе золотоордынского мавзолея) находилось поселение. Люди жили здесь на протяжении нескольких исторических эпох, т.к. там были найдены обломки глиняной посуды эпохи бронзы (II тысячелетие до н.э.), железного века (первая половина I тысячелетия н.э.) — осколки керамики, вероятно, принадлежавшей ранним славянам, и эпохи средневековья (IV – XIII века н.э.), скорее всего это были татаромонгольские кочевники (осколки красноглиняной керамики, куски металлического шлака) и славяне периода позднего средневековья (глиняные пряслица, осколки посуды).

Археология стала развиваться в России относительно недавно – с середины XIX века. Основоположником российской археологической школы считают графа Уварова. Именно этот замечательный человек, начав буквально с нуля, создал отечественную археологическую школу. За время своего существования наука постоянно развивалась, усложнялась и совершенствовалась. Постоянно возрастает и значение археологии в жизни человечества, поскольку эта наука тесно связанная с историческим наследием общества. Открытия археологов нередко заставляют вносить существенные изменения в имеющиеся ранее представления об истории развития общества и о культурных традициях различных народностей. Археология – это уникальная наука, ее можно назвать своеобразной «машиной времени», на которой можно посетить далекое прошлое.

Материал подготовила Ю. Елисеева

По информации музея краеведения и интернет-ресурсов