В этом году мы отметили 75-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне, но ее отголоски и сегодня возвращают нас в те страшные дни. Великий русский полководец Александр Суворов сказал: «Пока не будет предан земле последний погибший солдат – война не окончена». И эти слова актуальны и поныне. Для того, чтобы приблизить желанный конец той войны, поисковые группы и отряды России продолжают работать в лесах и полях, где проходили кровопролитные бои, каждый год находят останки бойцов и возвращают их на малую родину.
В редакцию газеты обратился командир поискового отряда «Исток» поселка Калашниково Лихославльского района Тверской области Сергей Сергеев. В своем письме он просит оказать помощь в поиске родственников штурмана, лейтенанта Василия Егоровича Фадеева. О нем известно совсем немного. Родился 28 февраля 1917 года в с. Красное Поле Балтайского района. Возможно, что после войны его сестра работала в школе с. Пилюгино.
Его останки были найдены в Спировском районе Тверской области, где поисковые отряды ведут работы на месте падения фронтового бомбардировщика ДБ-3. Он был подбит 22 ноября 1941 году и упал в пятистах метрах от села Бирючево Спировского района.
По воспоминаниям старожилов в тот день в воздухе прогремел мощный взрыв, очень скоро к месту падения приехали сотрудники НКВД. Воронку оцепили, местным жителям чекисты сказали, что двоих погибших летчиков увезли.
Уже после Победы, в 1955 году колхозники, собирая металл, вновь пришли к воронке на окраине деревни и начали выкапывать фрагменты фюзеляжа самолета. Тогда-то и были обнаружены останки, как тогда решили, пилота: в гимнастерке нашли комсомольский билет на имя Тимофея Михайловича Горбунова. Билет был выдан в Пензе. На скромном погосте за храмом, что в центре деревни, рядом с братской могилой погибших односельчан появилась могила Тимофея Горбунова.
С тех пор о судьбе экипажа практически ничего не было известно. Красные следопыты бирючёвской школы пытались найти сведения о троих пропавших летчиках. Переписка с военкоматами, архивными отделами велась интенсивная, но в результате всех запросов школьникам удалось установить лишь имена, фамилии и воинские звания членов экипажа бомбардировщика. Уже в шестидесятых годах прошлого века выяснилось, что Тимофей Горбунов не пилот, а воздушный стрелок, младший сержант. Командиром экипажа был Николай Шеин – младший лейтенант, штурманом – лейтенант Василий Фадеев, наш земляк, стрелком-радистом — сержант Исаак Менис.
Судьба экипажа и обстоятельства его гибели стали известны только в этом году. Во время работ по подъему фрагментов фюзеляжа поисковики установили номер самолета. По номеру в опубликованных архивных документах Минобороны исследователи выяснили, что погибшие летчики служили в 42-м авиационном полку дальней бомбардировочной авиации.
В архивах нашлось и боевое донесение, из которого следует, что 22 ноября 1941 года экипаж вылетел на бомбардировку города Калинин, к тому моменту уже занятому фашистами, однако два самолета из четырех задание выполнить не смогли. Один из них был подбит в ходе воздушного боя над деревней Бирючёво. Экипаж, вероятно, погиб.
Весь экипаж фронтового бомбардировщика времен Великой Отечественной войны ДБ-3 должен быть похоронен в одной братской могиле. Об этом, после начала поисковых работ на месте падения самолета, заявили жители деревни Бирючёво.
С чисто человеческой точки зрения это будет правильно. Экипаж самолета снова станет боевой единицей, пусть даже спустя семьдесят пять лет после Победы.
О времени захоронения экипажа поисковики пока не говорят. Не исключено, что раскопки на месте гибели самолета и экипажа продлятся еще несколько месяцев. Причиной тому — чрезвычайно тяжелый глинистый грунт.
Редакция попробовала своими силами найти дополнительные сведения о Василии Егоровиче Фадееве, но, к сожалению, в с. Пилюгино о нем не помнят даже старожилы, хотя его имя есть на мемориальном памятнике землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. А искать следы его родных на малой родине в д. Красное Поле невозможно по той простой причине, что там сейчас практически никто не живет.
Мы надеемся, что родственники штурмана Фадеева все-таки найдутся и откликнутся, чтобы посетить место захоронения своего прадеда.