На рубежах судьбы

В чем измеряется жизнь? Можно ли в секундах, минутах мерить радость и грусть? Равна ли секунда счастья и надежды секунде душевного сна, а день, наполненный яркими впечатлениями и множеством дел, дню прозябания? 20 ноября замечательному человеку, ветерану труда Николаю Константиновичу Трущеву исполнилось 84 года. Ему ли, прожившему честную и достойную жизнь, не знать ответы на эти вопросы. Этот своеобразный рубеж, который заставляет оглянуться в прошлое и задуматься о пройденном пути.

Рассказывая о своем детстве, юности и долгих годах упорного труда, Николай Константинович вспоминает только о хорошем, с благодарностью и любовью отзываясь о людях, которые сыграли значительную роль в его судьбе.

Дети войны, они, как никто другой, знают цену хлебу и мирной жизни. Самое вкусное воспоминание Николая Константиновича – теплая горбушка. В ней и аромат полей, и тяжелый труд хлеборобов, и теплота женских рук. Крестьянская жизнь помогла семье выжить в военное и послевоенное время. Отец Николая работал заведующим мельницей в Журавлихе в течение трех лет, потом его перевели на мельницу в село Садовка.

В 1943 году мальчик Николай пошел в Садовскую школу. Шла война, они с ребятами сажали табак, вязали мочалки и помогали на уборочной. С ранних лет дети были приучены к труду. В 1948 году отца Николая Константиновича переводят на мельницу в Гавриловку, куда он вместе семьей переезжает. Через два года отца перевели на мельницу в Барнуковку.

Барнуковскую школу Николай Константинович окончил в 1950 году, отучившись 7 классов на радость матери и отца. Дальше Николай хотел пойти учиться в железнодорожный техникум, но пришлось оставить эту мечту. И Николай устроился работать учеником на мельницу, чтобы помогать семье.

Как и всех юношей, в 1955 году Николая призвали в ряды советской армии. Привезли всех новобранцев товарным эшелоном в Севастополь. Там же прошли повторную комиссию, и служба продолжилась в учебном отряде подводного плавания на Черном море. Вместе с Николаем Константиновичем службу проходил его земляк из села Всеволодчино Анатолий Устинов. Призывались на 5 лет, но потом службу сократили до 4 лет. Рассказывая о своей службе, Николай отметил, что для любого парня армия и флот – это настоящая школа жизни. Если дома ты знаешь, что тебе всегда помогут родители, то на флоте ты рассчитываешь только на свои силы и отвечаешь сам за себя, всего добиваешься сам. Конечно же, на флоте, как и в других войсках, армейцы ждут сто дней до приказа. Демобилизовался в октябре 1959 года. Когда бравый моряк в нарядной форме с аксельбантами и значками, в бескозырке с развевающимися на ветру ленточками шёл по перрону железнодорожного вокзала, все девушки восхищённо смотрели на него.

Дома уже ждали. Накрыли праздничный стол, созвали родственников, друзей и соседей. Встреча была очень тёплой и радостной. Мама первая бросилась обнимать любимого сыночка, отец гордым взглядом окинул моряка и по-мужски пожал руку.

Три дня Николай ходил по селу в парадной морской форме. Местные девчата с красавца-моряка глаз не сводили, мальчишки смотрели с завистью. Устроился в родном селе на работу, на мельницу мельником. И встретил свою будущую супругу Нину Петровну Павлову. Родились дети, дочь Татьяна и сын Александр. Проработав семь лет на Барнуковской мельнице Николай Константинович перевелся на мельницу в с.Балтай, он не раздумывая вместе с семьей переезжает и трудится на мельнице до 2004 года. И здесь Николай Константинович трудился со знанием своего дела.

За свой многолетний плодотворный труд Николай Константинович неоднократно награждался многими Почетными грамотами, его имя заносилось на районную Доску Почета.

В его доме веет уютом и теплом, повсюду картины, множество фотографий детей и внуков.  На день рождения к Николаю Константиновичу соберется немало гостей. Тепло и сердечно поздравят его родственники и друзья.

Исчисляя дни делами, добрыми улыбками и приятными воспоминаниями, Николай Константинович понимает, что прожил долгую и счастливую жизнь. Пусть и дальше она будет наполнена только радостными событиями, теплом и любовью.