СТОЛ КРУГЛЫЙ – ПРОБЛЕМЫ ОСТРЫЕ

11 февраля в большом зале администрации района состоялось заседание круглого стола, в котором приняли участие глава Балтайского МР А.А.Грунов, председатель Собрания депутатов Н.В.Меркер, представители исполнительной власти и депутатского корпуса, педагогические коллективы школ района, а также представители родительских комитетов. Модератором круглого стола стал председатель Саратовской областной Думу А.С.Романов.

Вопросы, которые предложил для обсуждения Александр Сергеевич касались широкого круга важнейших составляющих учебного процесса. Причем всех его этапов – от первого класса до вступления во взрослую жизнь: качество образования, авторитет учителей, повышение культуры, нравственности и ответственности участников учебного процесса, профориентация и, наконец, трудоустройство выпускников высших, средних учебных заведений. А также, какова роль исполнительной власти и депутатского корпуса в решении кадровых проблем, где основным ресурсом должны стать выпускники школ района.

Перед началом обсуждения Александр Сергеевич вручил главе района благодарность председателя Саратовской областной Думы, поздравил его с юбилеем и пожелал ему больших успехов в дальнейшей работе.

Ну а дальше для большего погружения в тему он предложил свое видение проблемы: «Образование – сложный многоступенчатый процесс, который зависит от множества факторов. Пандемия создала дополнительные трудности, которые проявились в самых неожиданных формах. Родители возмущены удаленкой, с одной стороны, а учителя – с другой. Дети не понимают ни учителей, ни родителей. И весь этот клубок проблем, как снежный ком, катящийся с горы, растет с каждым днем. Проблема волнует всех, а вот как выйти из этой ситуации, как восстановить стройность учебного процесса и контакт между учителями, учениками и их родителями, об этом мы сегодня и поговорим».

ГЛАВА РАЙОНА А.ГРУНОВ отметил, что за последние два года сделано очень много для улучшения материально-технической базы школ. Проведен капитальный ремонт кровли донгузской, царевщинской, садовской, столыпинской школ и сосновского детского сада. Проведена замена системы отопления в царевщинской и сосновской школах, оборудованы два класса «Точка роста» в царевщинской и балтайской школах, отремонтированы спортивные залы в балтайской, барнуковской, садовской, царевщинской школах, и эта работа будет продолжена.

Можно сказать, что проблемы в этом направлении мы знаем и успешно решаем. Но возникают проблемы из-за нестыковок отдельных статей законодательства, когда, с одной стороны, повышают требования к соблюдению норм противопожарной безопасности и антитеррористическим мероприятиям, а с другой – не подкрепляют эти требования соответствующим финансированием. В этой ситуации заложником обстоятельств становится директор школы, что считаем неправильным.

Переходя к теме круглого стола, Александр Александрович отметил, с одной стороны, необходимость постоянного повышения уровня профессиональной подготовки учителей, а с другой – призвал их смелее откликаться на вызовы времени, осваивать социальные сети. А так как авторитет учителя, как и у любого другого руководителя, связан с его моральными и деловыми качествами, активнее участвовать в общественной жизни, доказывать свою правоту личным примером.

НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ В.Н.МОЛЧАНОВ обратил внимание всех присутствующих на повышение качества образования. В частности он отметил, что этот вопрос не только обсуждается на всех уровнях, но принимаются меры к реальному изменению положения вещей.

В школах района постоянно проводятся мероприятия по независимой оценке качества знания учащихся. По результатам таких проверок составляются планы по каждой школы.

Для повышения уровня подготовки преподавателей-предметников в районе созданы 16 методических объединений. Проводятся открытые уроки, на которых лучшие педагоги-предметники показывают, как они строят учебный процесс, как вовлекают в него учащихся. Руководители методических объединений получают дополнительное денежное вознаграждение.

Много внимания уделяется профориентационной работе, начиная с классного руководителя и заканчивая отделом образования района. Разработана программа «Я выбираю профессию», в рамках которой проводится работа как с учениками, так и с их родителями. Также мы приглашаем в район представителей средних и высших учебных заведений Саратова и Саратовской области.

На протяжении ряда лет школы района тесно сотрудничают с Вольским медицинским колледжем, Базарнокарабулакским техникумом агробизнеса, Саратовским государственным аграрным университетом и Вольским военным институтом материального обеспечения.

Рассматривая вопрос повышения авторитета учителя, необходимо отметить, что авторитет учителя – это средство, в первую очередь, воспитательного воздействия на учащегося. В него входят как личностные качества, так и профессиональные компоненты. Если в начальных классах главную роль играет внешний вид, чуткость, отзывчивость и доброта, то в старших классах на первое место выходит прямота, конкретность, глубокие знания предмета и умение передать эти знания учащимся.

Современные телекоммуникационные сети наряду с новыми возможностями выдвигают и новые риски. Невозможность детального контроля за потоком информации, получаемой учащимися через соц.сети, повышает риск вовлечения несовершеннолетних в различные группы, действия которых направлены на нарушение закона, призывают к суициду и т.д.

Этому должна противостоять активная работа, направленная на вовлечение подростков в общественную жизни, развитие их талантов, воспитание в них качеств любви к родине, уважения к старшим, желание прийти на помощь товарищам. Этому способствуют такие объединения, как «Юный друг полиции», «Юнармия», активы школьных музеев, тимуровское и волонтерское движения.

К большому нашему сожалению, не все родители положительно относятся к участию своего ребенка в данной работе, воспринимая эти мероприятия как принуждение.

Но работа в данном направлении не останавливается. В 2021 году в штат основной общеобразовательной программы законодательно включена программа воспитательной работы, которая будет опираться на базовые ценности российского общества – Родина, семья, дружба, спорт, здоровье, любовь к природе, стремление к знаниям, труд, личность. Реализация данной программы должна нам помочь в вопросе воспитания наших юных граждан.

В свою очередь модератор круглого стола А.С.Романов обратился ко всем участникам с просьбой больше уделять внимание нерешенным проблемам. Он заметил В.Н.Молчанову, что количество студентов, обучающихся по целевым направлениям, крайне недостаточно. Району требуется более 40 специалистов различных профессий с высшим образованием, а район за последние три года направил на обучение всего 6 человек, а ведь кроме существующих вакансий есть большое количество специалистов, которые подходят или уже подошли к пенсионному возрасту.

О работе классного руководителя с родительским комитетом рассказала ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА ТЮРИНА. Свое выступление она начала с фразы, которая вызвала оживление в зале: «Я работаю честно». В эту фразу я вкладываю постоянное самосовершенствование, причем стараюсь расти не только в профессиональном плане, но и в плане эрудиции. В своей работе опираюсь на тесное взаимодействие с родителями и прочный контакт со всеми учащимися. Не буду лукавить, не все родители готовы услышать правду, пытаясь переложить свои ошибки на плечи других. Но я не останавливаюсь и стараюсь найти общую точку зрения и в этих сложных случаях.

Также немаловажно учитывать в своей внеклассной работе разное финансовое положение в семьях учеников. Стараюсь продумать не только все нюансы, связанные с самим мероприятием, но и финансовую составляющую. Финансовые проблемы родителей не должны создавать у ребенка комплекс неполноценности. В этой работе мне активно помогают члены родительского комитета.

Тему взаимодействия родителей и классного руководителя продолжила представитель родительского комитета БИРЮКОВА ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА: «За все время обучения своих детей я стараюсь постоянно держать связь со школой. Этому способствуют социальные сети, мы создали группу в Вайбере, постоянно общаемся, делимся информацией, стараемся оперативно реагировать на различные события. Особенно это стало актуально в последние два года, когда коронавирусная инфекция создала массу барьеров. Это и дистанционное обучение, и ограничение в плане посещения массовых мероприятий, и многое другое».

В ходе обсуждения важнейших вопросов воспитания свое мнение высказали учитель английского языка царевщинской школы Никитина Вера Николаевна, представитель родительского комитета Козурманова Наталья Александровна, председатель Собрания депутатов Меркер Николай Владимирович.

Итог обсуждения подвел Александр Сергеевич Романов: «Вопросы воспитания сегодня стоят как никогда остро. Сейчас, чтобы противостоять современным вызовам, необходимо наладить работу во всех направлениях, и объединяющим фактором должна стать школа. Но не отдельно, не в одиночку, а совместно с родителями, исполнительной и законодательной властью, патриотическими объединениями, социально ответственным бизнесом. Воспитание молодежи в данном случае не самоцель и не отдельно вырванная из контекста фраза, это одна из главных составляющих развития района, гарантия его будущего».

В. Горелкин