Хочу рассказать о человека, который многое сделал для нашего села Донгуз, в частности для колхоза «Заветы Ильича». Это были 60-е годы прошлого столетия. В Донгуз приехал молодой инженер Леонид Ильич Волков. Приблизительно в то же время по распределению был направлен в наше село Александр Петрович Латухин, который был назначен на должность председателя колхоза. В дальнейшем правление колхоза единогласно утвердило кандидатуру Волкова на должность главного инженера. Оба специалиста были хорошо образованы энергичны и быстро снискали огромный авторитет и уважение всех жителей села.
Колхоз «обрастал» в прямом смысле слова хорошими результатами в животноводстве и других сферах жизни колхозников. Для передовиков производства колхоз строил дома. Для этого были созданы бригады строителей и плотников. Это прямая заслуга председателя колхоза. Но я бы хотел остановиться на другом герое этой статьи – инженере Леониде Волкове.
Леонид Ильич был меня намного старше, но судьба связала нас с ним большой дружбой. Он жил со своей семьей рядом с нами, мы были соседи. Мой отец работал шофером. Я, ученик начальных классов, был завсегдатаем в кабине «полуторки», на которой работал папа. Он часто подвозил инженера на работу в автомастерскую.
Леонид Ильич интересовался у меня, кем я хочу стать, когда вырасту. Я, конечно, отвечал – инженером. С ранних лет я интересовался техникой и часто пропадал в автомастерской. Самого здания тогда не было, оно было только в планах руководства. Проект здания автомастерской полностью разработал главный инженер.
Когда возвели стены, далее нужно было устанавливать кран-балки. В этом случае без автокрана было не обойтись, а его на тот момент в хозяйстве не было. Волков сконструировал скользящие леса на стену будущей мастерской и при помощи лебедки автомобиля «Зил-157» затащили конструкции кран-балок на место монтажа. Автомобиль при этом удерживал сзади тросом трактор «Т-74». По моему мнению, это была уникальная инженерная мысль, которая успешно осуществилась. В то время этот объект считался одним из лучших в районе.
После завершения строительства мастерской, главный инженер сам составил чертежи проекта канализации, и за три месяца она была построена. Также был построен накопитель для сбора нечистот, в том числе горюче-смазочных материалов. Тем самым он полностью изолировал от стока в реку нефтепродуктов. Канализация состояла из множества отстойников и была, хоть и простая, но очень надежная, и вот уже в течении почти 60-ти лет служит безотказно.
В 70-е годы он со своей семьей переехал в город Пермь. Долгие годы я с ним переписывался, а он приезжал к нам в гости. Однажды он приехал на автомобиле «Москвич-412», который был намного шире своей заводской конструкции. Я был удивлен, когда он рассказал, что разрезал кузов посередине и сделал вставку 50 см., после чего «Москвич» стал по ширине как «Волга Газ-24». При этом установил всю ходовку «Волги», и в том числе двигатель и коробку передач. Впоследствии машину поставили на учет как ретро-автомобиль и выдали техпаспорт.
Об этом уникальном человеке можно рассказывать бесконечно. Он являлся носителем безграничного таланта. Таких людей, безусловно, можно называть золотым фондом нашей страны.
Среди уроженцев нашего села Донгуз огромное количество умнейших и талантливых людей, достигших больших высот в своей карьере. Это знаменитые художники, поэты, доктора наук в разных сферах, директора крупнейших заводов страны. Среди них достойное место занимает инженер-самородок Леонид Ильич Волков.
К сожалению, в 2019 году его не стало, но его дела, память о нем останутся в сердцах односельчан. Он был честным и бескорыстным человеком и все свои знания и силы отдавал на благо родного колхоза.
В.Ф. Миронов, с. Донгуз