ЧТОБЫ ИДТИ ВПЕРЕД, ЧАЩЕ ОГЛЯДЫВАЙТЕСЬ НАЗАД

День народного единства – праздник относительно новый, который пришел на смену Дню Великой Октябрьской Социалистической революции. Однако этот молодой праздник имеет большую историю, которая включает не только события XVI-XVII веков, но и многие другие последовавшие потом, когда единство народа помогло выдержать огромные тяготы и лишения, которые история наложила на нашу страну.

Победы в Полтавской битве, Отечественной войне 1812 года, Великой Отечественной войне стали возможны только благодаря великой силе духа и сплоченности нашего народа, очень свободолюбивого и искренне любящего родину. Нельзя забывать, что победа над Смутой в начале XVII века послужила отправной точкой в становлении великого государства, когда завершился старый «спор славян между собою».

Инициатором учреждения нового праздника была Русская Православная Церковь, идея возродить памятный для россиян день прозвучала на Межрелигиозном совете России. В декабре 2004 года Государственная Дума одобрила поправки Трудового кодекса, согласно которым из официальных праздников был исключен День Согласия и примирения, отмечаемый 7 ноября, и добавлен новый праздник — День народного единства, назначенный на 4 ноября. Итак, впервые День народного единства россияне отметили 4 ноября 2005 года, однако его история начинается намного раньше — несколько веков назад.

Рубеж XVI-XVII веков… Смутное время… Эпоха глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. После смерти Ивана Грозного русский престол перешел к его старшему живому сыну — Федору, которого прозвали Блаженным. Федор не жаждал власти и, по свидетельствам многих современников, в его царствование страной фактически управлял брат его жены — Борис Годунов. Кроме этого, у Федора не было детей — единственная его дочь скончалась в раннем возрасте. И так получилось, что последним представителем династии Рюриковичей остался младший сын Ивана Грозного – царевич Дмитрий, живший в Угличе. Но в возрасте шести лет он погиб при таинственных обстоятельствах. По официальной версии, это случилось в эпилептическом припадке. По неофициальной — был убит заговорщиками. После смерти Федора, Годунов, в отсутствии наследника династии Рюриковичей, воспользовался удобным положением дел и был избран Земским Собором в качестве нового царя.

Однако царствование не принесло ничего хорошего Борису Годунову: его правление омрачилось сильнейшим голодом в 1601-1603 годах. Голод сделал первого царя, происходящего не из рода Рюриковичей, крайне непопулярным в народе. Вдобавок в это же время в Польше объявился таинственный человек, называющий себя чудом спасшимся царевичем Дмитрием, который позже войдет в историю как самозванец Лжедмитрий I.

И вот «спасшийся царевич» собирает войско из поляков и казаков и идет на Москву, попутно собирая сторонников. Войска, верные Годунову, временно остановили самозванца, но вскоре царь Борис умирает, а его жену и единственного наследника убивают заговорщики. Они же впускают в Москву Лжедмитрия I, ставшего к тому времени чрезвычайно популярным среди населения. Он стал формальным правителем России, впрочем, ненадолго. Уже через год Лжедмитрий утратил народную преданность: его любовь к иноземщине и легкомысленный образ жизни вызвали всеобщее недовольство. Его убили в результате очередного заговора.

Новым царем стал Василий Шуйский, выдвинутый боярами. Однако законность его престола вызывала среди народа большие сомнения, и общество с легкостью готово было снова поверить в чудом спасшегося «царевича Дмитрия».

Именно так и произошло — еще один самозванец, словно восставший из мертвых и получивший в истории имя Лжедмитрий II, со своим войском, составленным в основном из польских наемников и казаков, двинулся в Москву и осел в Тушине. Лжедмитрий II беспощадно грабил местное население, а его банды орудовали по всему Подмосковью. Именно поэтому в народе самозванца прозвали «тушинский вор».
Шуйский, видя бедственное положение государства, вынужден был искать поддержки у короля Швеции, с которым был заключен договор о военной помощи в борьбе с самозванцем. За это шведам должна была отойти крепость Карела с уездом приблизительно равным по территории современной Ленинградской области.

Между тем, обеспокоившись вмешательством шведов в русскую Смуту, польский король Сигизмунд III объявил России войну и в сентябре 1609 осадил Смоленск. По приказу Сигизмунда III бывшие в Тушине поляки бросили Лжедмитрия II и присоединили свои отряды к королевскому войску. Тушинский лагерь распался, и «Вор» с остатками своих сил в декабре отошел в Калугу.

В Москве тем временем крайне недовольный царем народ заточает Шуйского в монастырь, и правление страной переходит в руки к так называемой «Семибоярщине». Власть боярского совета фактически не распространялась за пределы Москвы, поскольку на западе от города стояло польское войско, а на юге — переместившееся войско Лжедмитрия II.

Чтобы хоть как-то спасти положение, боярами было принято решение пригласить на престол сына польского короля — королевича Владислава. Было направлено посольство к Сигизмунду III, осаждающему Смоленск, но тот не захотел ни отпускать сына в Москву, ни оставлять Смоленск, что ему пришлось бы сделать в результате заключения мирного договора. Вместо этого Сигизмунд III решил править Россией фактически на правах завоевателя и назначил в различные города своих наместников. Так, впущенные до этого в Кремль поляки прибрали к рукам и центральную российскую власть.

Бедственное положение дало стимул к объединению между различными политическими группами в России — и сторонниками царя Шуйского, и сторонниками Лжедмитрия II, и просто сторонниками возвращения государственности в каком бы то ни было виде. Сформировалось обширное народное движение за изгнание поляков, в результате которого возникло первое ополчение. Видное место в борьбе первых ополченцев занимал князь Дмитрий Пожарский.

Ополчение успешно захватило московский Китай-город, но из-за внутренних распрей восстание потерпело поражение, в Москве начался большой пожар, и план изгнания интервентов провалился. Пожарский же уехал лечиться от полученной раны в родовое имение под Нижним Новгородом.

Но на этом борьба за освобождение родины не закончилась. В Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал продвигать идею сбора второго народного ополчения. Он выступил на городских площадях, а в личных беседах убедил местную знать. В обществе он нашел широкую поддержку, и ополченцы приняли решение просить Дмитрия Пожарского вернуться и возглавить новый поход против поляков. Пожарский долгое время отказывался — то ли согласно этикету того времени, то ли по собственной воле. Но в итоге он согласился с условием, что Минин полностью возьмет на себя хозяйственную часть похода.

Ополченцы собрали среди населения пожертвования деньгами и хлебом, и из Нижнего Новгорода выступило войско около трех тысяч человек, которое по пути в Москву только увеличивалось: идея освобождения страны от польской оккупации и орудующих повсюду банд нашло горячую поддержку среди населения. Перед походом на Москву ополчение на четыре месяца задержалось в Ярославле, где окончательно сформировался его руководящий и воинский состав.

В июле 1612 года войско двинулось на Москву. В это же время в Кремль спешил польский обоз с провиантом, наперерез которому направилась армия ополченцев. Встретились два неприятеля примерно на том месте, где сейчас в черте Москвы располагается стадион Лужники. Тяжелое сражение продолжалось несколько дней. С помощью подоспевших казаков князя Трубецкого ополченцы одержали победу и начали осаду Кремля и Китай-Города, где укрылись оставшиеся польские отряды и московские бояре, присягнувшие польской власти.

Пожарский два раза предлагал полякам сдаться, но те ответили отказом, и 4 ноября ополченцы штурмом взяли Китай-город. В Кремле тогда свирепствовал голод, доведенные до отчаяния поляки не брезговали каннибализмом, и это, естественно, расшатало их военный дух и силы. 8 ноября они, наконец, сдались и покинули крепость. Те из них, кто попал к Пожарскому, были впоследствии высланы в Нижний Новгород. А вот попавших в руки к Трубецкому и казакам ждала печальная участь — их всех убили. Наконец, 9 ноября русские войска торжественно вошли в Кремль.

После освобождения Москвы все члены «Семибоярщины» были арестованы как предатели. Пожарский, не просивший милостей у польского короля и не примкнувший к «тушинскому вору», скромно поселился не в Кремле, а в Воздвиженском монастыре, где усердно продолжал вместе с Мининым и земскими людьми заниматься делом дальнейшего успокоения Государства.

Согласно архивным документам, 4 ноября не является днем окончательного освобождения, так как стены Кремля на этот момент еще были осаждены вражескими войсками, но этот день стал символом сплочения народа, который и сделал возможным разгром захватчиков. Крепкие национальные и религиозные связи победили смуту, и все завершилось победой.

Россия уникальная страна. И именно толерантность делает ее такой. Находится она на стыке двух великих цивилизаций, называемых Востоком и Западом и на протяжении своей многовековой истории служила одним из важнейших мостов между ними. В формировании русского народа приняло участие большое количество различных, в том числе и не славянских народов, что способствовало восприимчивости славян к влияниям и способности переосмыслить и своеобразно усвоить любое из них.

Примером этого может служить Балтайский район. Как известно, большое количество названий населенных пунктов и географических объектов в нем имеют иноязычные корни. На рубеже XVII-XVIII веков служивые татары, чуваши, мордва заселили много сел в северной части Саратовской области. Вот и село Балтай первыми основали татары. Доказательством этому служили возвышенные насыпи и курганы, которые находили между Балтаем и мордовским селом Осановка.

Предположительно, что народы мордовской национальности поселились на территории нашего района в первой половине XVII века. По легенде три брата Резай, Сарай и Осан, первыми пришли сюда и основали села: Резайкино, Сарайкино и Осановка.

Большинство русских поселений появилось в начале XVIII века. Тогда в балтайские земли стали заселяться беглые крестьяне и теснить живущих здесь татар. Разнообразен национальный состав района и на сегодняшний день: украинцы, белорусы, армяне, мордва, татары, марийцы, чуваши и т.д.

Вот так и получается, что День народного единства совсем не новый праздник, а, скорее, возвращение к старой традиции нашей страны. Этот праздник призывает людей не только вспомнить важнейшие исторические события, но и напомнить гражданам многонациональной страны важность сплочения. Ведь только вместе, двигаясь в одном направлении, можно справиться с трудностями и преодолеть препятствия.