Александр Анашкин был ветераном, педагогом, героем из будничного дня

Александр Иванович Анашкин родился 29 июля 1917 года в с. Калинино. С детства мечтал быть учителем, поэтому сразу после школы поступил в Саратовский педагогический институт. Свою трудовую деятельность начал в с.Всеволодчино учителем начальных классов в 1938 году. Ученики души не чаяли в своём новом учителе. Небольшого роста, энергичный педагог был заводилой во всех школьных делах.

В июне 1940 года Александр был призвали в ряды Красной Армии. До начала войны в СССР подготовка пилотов и механиков велась в авиашколах, которые пополнялись за счет пилотов-добровольцев, прошедших первоначальное летное обучение в аэроклубах Осоавиахима. Это было связано с обострением обстановки в мире и приближением войны. Школ не хватало, и перед самой войной в 1941 году было создано еще 25 новых школ, две из них в Саратовской области. Для них 8 апреля 1941 года были разработаны сокращенные программы подготовки летных кадров на военное время (10- и 6-месячные). Таким образом, еще до войны в Саратове было уже три военных училища: Балашовское летное училище Гражданского Воздушного Флота, Вольское военное авиатехническое училище им. Ленинского комсомола и Энгельсское военное авиационное училище.

Из воспоминаний фронтовика: «Война для меня началась утром 22 июня 1941 года в Миргороде под Киевом в качестве стрелка-радиста тяжелого бомбардировщика. Первый свой боевой вылет я совершил на самолёте ТБ-3. На восьмом вылете наш самолёт подбили, меня ранило в ногу, серьезно обожгло руки и лицо». Ранение оказалось легким, а вот ожоги получил второй степени — всё закончилось госпиталем. «После госпиталя направили в Воронеж на формирование нового штурмового полка. Полк формировался в составе двух авиационных эскадрилий одноместных штурмовиков Ил-2. Набор экипажей начался 5 сентября 1941 г. в Воронеже на базе 1-й Запасной авиационной бригады.

Полк базировался на аэродроме Люпино под Москвой. После тяжелых боёв по обороне Москвы наш полк получил название Солнечногорского. 23 февраля в ходе боевого вылета получил второе ранение, был награждён медалями «За отвагу» и «За оборону Москвы».

Из наградного листа: «Совершил в феврале 1943 года 17 боевых вылетов. 23 февраля 1943 года в воздушном бою подбил самолёт противника ФВ-190».

Фокке-Вульф-190 — немецкий одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан, стоявший на вооружении люфтваффе во время Второй мировой войны. ФВ-190 успешно использовался в различных амплуа, в частности в роли высотного перехватчика, эскортного истребителя, штурмовика, ночного истребителя и зарекомендовал себя настоящей «рабочей лошадкой» люфтваффе. Вооружение истребителя было чрезвычайно мощным. Оно состояло из четырех 20-мм пушек. Кроме того, в фюзеляже устанавливались два пулемета с боезапасом по 1000 патронов.Война для молодого учителя стала тяжелой каждодневной работой- обслуживание самолётов, боевые вылеты и учёба молодых лётчиков. Молодёжь приходила неопытная, и это часто стоило жизни молодым ребятам.

Летом 1943 г. полк принимал участие в сражении на Курской дуге, экипажи полка ежедневно выполняли по два-три боевых вылета. Только с 1 января по 5 сентября было произведено 1270 самолето-вылетов с общим налетом 1787 часов, уничтожено до 2200 единиц боевой техники противника.

В период битвы под Курском советские штурмовики были грозой фашистских танков; они буквально засыпали «тигры» и «фердинанды» специальными противотанковыми бомбами, обладавшими необычайно высокой эффективностью. Летчики обрушивались на врага и на исходных позициях, и в местах сосредоточения, и, даже тогда, когда они переходили в атаку
Александр Иванович вспоминал о ходе боев на Орлово-Курской дуге: «К 1 августа 1943 мой самолёт сгорел. После неудачного приземления попал в плен. Через три дня вместе с товарищем бежали. Три месяца находились у партизан. После возвращения вернулся в полк».

В декабре 1943 года часть была переброшена на Ленинградский фронт. В июле 1944г. при выполнении боевого задания самолёт Александра Ивановича был подбит и упал в озеро Муллиярва. Был награждён орденом Боевого Красного Знамени.

Из наградного листа ветерана: «Только на ленинградском фронте тов. Анашкин имеет 7 встреч с истребителями противника, которые всегда успешно отбивал, показывая при этом мужество и отвагу, мастерство отличного воздушного воина. Являясь ветераном полка тов. Анашкин свой огромный опыт, приобретённый в боях с врагом, повседневно передаёт молодому пополнению…».

18 мая 1945 года старшина Анашкин Александр Иванович, воздушный стрелок 566 Штурмового авиационного полка, награждён Орденом Отечественной войны I степени за подвиги, совершённы 16 октября 1944г., 8 и 14 апреля 1945г.

Война заканчивалась. Полк вел боевые действия, добивая остатки фашистских войск на Карельском перешейке и в Прибалтике.

Успешные действия полка в небе над Кенигсбергом, Хайльгенбайлем и Розенбергом в январе 1945 г. отмечены благодарностями и в приказах Верховного Главнокомандующего. За мужество и героизм, проявленные в боях за Браунсберг, полк указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1945 г. награжден орденом Кутузова III степени.

Войну полк закончил в составе 277-й штурмовой авиадивизии (3-й Белорусский фронт). Последний в Великой Отечественной войне боевой вылет выполнил 9 мая 1945 г. командир 3-й эскадрильи Герой Советского Союза капитан Б.С. Чекин в паре с младшим лейтенантом Е.М. Коротковым – это был сброс листовок на окруженную в районе Данцига группировку противника.

После войны Александр Иванович вернулся в родное село. С 1947 года продолжил работать только теперь уже в Калининской школе, где трудился до самой пенсии.

Пройдя всю войну, он сохранил в себе столько любви к селу, к школе, к своим ученикам, что хватило на многие десятилетия.

Учащиеся 10 класса
школы с.Столыпино