Из воспоминаний первой пионерки Балтайского района Руникиной-Мельниковой Анастасии Михайловны

Первыми пионерами в Балтае были Миша Гудков, Петя Антонов, Валя Федотова, ее брат Валентин Федотов, Тая Афонина, Иван Сенягин, Тая Колотырина и Зина Носкова.

Помню, как Зина прятала свой галстук в сарае своего двора, потому что ее родители не разрешали ей быть пионеркой. На сборах мы пели песни, любимой была «Замучен тяжелой неволей». У нас в селе в то время не было духового оркестра. Запевалой всех песен был Вася Старостин. Он стал у нас первым вожатым с 1927 года. А потом у нас было образовано ДКО – детское коммунистическое общество. В ДКО входили старшие пионервожатые больших отрядов и пионерский актив. Так было у нас до 1930 года.

В то время к нам в Балтай приехала из состава ленинградских рабочих двадцатипятитысячников девушка Лиля Фукс. Она очень быстро наладила работу с пионерами, была членом бюро РК ВЛКСМ. Однажды к ней пришла девушка Тоня – уборщица райкома комсомола и рассказала ей о том, как она нуждается в одежде. Лиля сняла с себя жакет и отдала ей. В 1930 году я закончила школу коммунистической молодежи (ШКМ) в Балтае и меня послали на курсы пионерских работников. Когда я вернулась, заменила Лилю Фукс и была избрана зав.отделом детского коммунистического общества (ДКО), а Лилю взяли на работу в РК КПСС.

На районном слете пионеров (1937 год) я была избрана делегатом на Всесоюзный слет пионеров. Пропагандист из РК КПСС приходил к нам и беседовал с отцом, чтобы он не возражал моей поездке в Москву. Сначала мы приехали на окружной слет в Вольск, а потом краевой в Саратов. В Саратове меня избрали в президиум. Мы все были там в пионерской форме – широких коротких синих шароварах, белых кофточках, зеленых носочках и в галстуках.

З.В. Рыжова