Сосновские школьники вспоминали великого поэта Некрасова

В декабре исполнилось 200 лет великому русскому поэту, признанному классику русской литературы, Николаю Алексеевичу Некрасову. Этому событию мы посвятили мероприятие «Литературная гостиная».

smart

Из видеопрезентации мы узнали много нового и интересного о детстве Николая Алексеевича. Он уверял, что помнил себя с трех лет. От отца, Алексея Сергеевича, поэт унаследовал твердый характер, упорство в достижении цели. Страсть к охоте способствовала сближению с простыми людьми. Мать, Елена Андреевна, серьезно занималась воспитанием детей. А их в семье было 14 человек. Она им много читала, играла на фортепиано, пела. Елена Андреевна стала детям первым учителем. Мать поощряла увлечение Николая литературой и была первой ценительницей его ранних стихов. В 7 лет сын посвящает любимой маме первое стихотворение.

Отец запрещал своим детям общаться с детьми крепостных крестьян. Но Николай убегал к своим деревенским друзьям. Он был сильным и смелым, умел грести, плавать, метко стрелял из ружья. Обучаясь верховой езде, упал с коня 18 раз, но добился своего: стал хорошим наездником.

Учитель русского языка и литературы. Г.И. Муратова напомнила, что факты биографии, отдельные сцены, чувства и переживания поэта нашли отражение в стихах. Например, стихотворение «Крестьянские дети» написано после охоты. А поэму «Коробейники» Николай Алексеевич посвятил Гавриле Яковлевичу Захарову, крестьянину-охотнику и другу.

Однажды на пустынной дороге поэт встретил голодного, бедно одетого мальчика, который шел пешком в город учиться. Он напомнил ему Михаила Васильевича Ломоносова, «архангельского мужика». Так возникло стихотворение «Школьник».

Школа не всегда была доступна крестьянским детям. Дети бедняков могли получить только начальную грамоту — научиться читать, писать, считать. Одна из таких школ для крестьянских детей была открыта благодаря хлопотам Н.А.Некрасова

Т.Н. Лонина рассказала нам, что никто из русских поэтов не обращался так часто к детской теме. Цикл «Стихи, посвященные русским детям» свидетельствует о том, что Н.А. Некрасов видел в детях будущее. Ему хотелось не только рассказать забавные истории, но и пробудить в них стремление к бережному отношению ко всему живому.

Сравнив детство крестьян и свое, мы нашли много общего: это игры, беззаботные радости. Поэт преподнес нам урок трудолюбия и уважения к родителям. Дети на селе начинали трудиться рано. Крестьянский мальчик пяти-шести лет учился ездить верхом и начинал гонять скот на водопой. В семь-восемь лет помогал на пашне — управлял лошадью. В девять лет у молодого хозяина обязанностей прибавлялось: накормить скотину, вывезти навоз в поле, бороновать распаханную отцом пашню. К 14 годам подросток владел косой, серпом, цепом, топором.

Девочки в шесть лет начинали осваивать прялку, в десять — работали серпом, шили. К 12-13 годам девочка в отсутствие родителей полностью вела домашнее хозяйство: носила воду, стирала, кормила птицу, доила корову, шила, вязала, стряпала, присматривала за младшими детьми.

Конечно, в нашей гостиной прозвучали стихи Н.А. Некрасова. Сорвенкова Алена прочитала стих «Славная осень», Никулин Ярослав – «Школьник», Кутруева Марина — шуточный отрывок «Я страху смолоду не знал» (из стихотворения «На Волге»).

В заключение ученики 9 класса помогли объяснить трудные для современного школьника слова: рига, савраска, цеп, кубарь, вирши, тракт, пожня.

Настоящему поэту неподвластно время. Стихи Н.А.Некрасова учат нас чувствовать духовную красоту и щедрость русского народа.

А. Сорвенкова, М. Кутруева Марина, члены литературного кружка «Слово»