ДРЕВО ЖИЗНИ

Эта женщина соединила своей жизнью 4 поколения династий Митрофановых, Костровых, Малясовых, Титаевых и Аяцковых. Природный ум и широкая душа позволили ей создать непрерывную цепочку преемственности, которая даже после смерти продолжается в детях, внуках и правнуках. Древо жизни продолжает жить, потому что не зарастает тропинка на погост, потому что жива и будет жить память о тех, кто дал жизнь нам, нашим родителям, дедам и прадедам. Говорят, что ребенок от пуповины матери отрывается дважды, когда рождается и когда мать уходит из жизни. И в первом и во втором случае это очень больно. Вот почему так важно, чтобы она навечно оставалась в наших сердцах. Итак, Анна Петровна Аяцкова (Митрофанова, Титаева) – история ее жизни длиною в столетие.

Анна Петровна Аяцкова (Митрофанова, Титаева) родилась в семье Митрофанова Петра Ефимовича и Костровой Стефаниды Тимофеевны. Семья Костровых, проживающая в Юрьевской волости, была хорошо известна, многие члены этой династии занимали заметные должности в различных ветвях власти. Семья Митрофановых проживала в селе Столыпино и имела авторитет крепких хозяйственников. Петр получил начальное образование в Церковно-приходской школе и имел хороший голос, пел в церковном хоре. Кроме этого он был от природы умен и обладал красивым почерком, что в те времена было большой редкостью. Судьба свела этих неординарных молодых людей, и в 1913 они сыграли свадьбу. Семья росла с каждым годом. В 1915 родился первенец сын Иван, через два года сын Николай, через четыре (в 1921 году) дочь Анна. Всего в семье Митрофановых родилось 8 детей, но, так как здравоохранение в те годы в селах и в деревнях практически отсутствовало, двое детей умерли в раннем возрасте.

Глава семьи был человеком ответственным и делал все, чтобы обеспечить достаток. Несколько лет он проработал завхозом на Царевщинском спиртзаводе. Когда стали создавать сельсоветы, возглавил один из них в селе Журавлиха.

Пришли тридцатые, а с ними голод, несколько лет солнце сжигало урожай на корню. Самым тяжелым стал 1933 год. На семейном совете было принято решение ехать в Узбекистан. Учитывая наличие образования, Петр Ефимович смог устроиться директором лесоторговой базы. В семье появился достаток, позволивший выжить. Несмотря на ранний возраст (12 лет), Аня пошла работать на хлопкоперерабатывающую фабрику и вносила свой небольшой вклад в семейный бюджет. В 1939 году, когда Анне исполнилось 18 лет, отец с матерью отпустили ее на побывку в Столыпино, навестить родных и подруг. Радость от встречи с детства знакомыми местами, родными и близкими ей людьми смешалась с еще одним чувством – первой любовью. Николай Сергеевич Титаев стал ее избранником. В этом же 1939 году сыграли свадьбу, на которую из Узбекистана приехала вся ее большая семья, да так и осталась на родине.

В 1940 году родился первенец – сын Владимир. Молодые души не чаяли друг в друге и своем маленьком сыне. Казалось, что так будет всегда, но грянула война.

В первые дни Николая призвали в ряды защитников родины. Воевал он храбро, но вражеская пуля оборвала его жизнь в 1942 в ходе боев под Смоленском. Тяжела ты вдовья доля: война, все мужчины на фронте, тяжелая мужская работа легла на женские плечи, а дома – маленький двухгодовалый сын. Жила надеждой на победу, на то, что похоронка ошиблась и муж живой, и бьет он фашистов за себя, жену, сына и всех дорогих ему людей.

Когда залпы орудий 9 мая 1945 возвестили о великой победе, радость так сильно перемешалась с горем потерь, что слезы были скорее горькими, чем радостными.

Спустя некоторое время свекровь сама завела разговор о повторном замужестве: «Мужа ты не вернешь, а сына поднимать надо, так что не кори себя, жизнь так повернулась». В 1946 году Анна Петровна повторно вышла замуж за Аяцкова Федора Кузьмича, который, пройдя всю войну, вернулся с фронта. О том, как воевал старшина Аяцков, говорят орден Отечественной войны первой степени и три ранения. Жили они в маленьком домишке, но в тесноте да не в обиде.

Семья росла. В 1948 году родился сын Николай, в 1950 – сын Дмитрий, в 1952 – сын Александр, в 1954 – дочь Нина. В 1954 году на рождение Нины приехал погостить из Москвы дед Петр. Внучку обмывали весело, под самогонку и застольные песни.

Федор Кузьмич трудился механизатором, Анна Петровна поварихой. Каждый день она носила мешок с посудой и продуктами из Столыпино, которое тогда уже стал называться Калинино, до села Новосельцево, где базировалась бригада. Трудодни трудоднями, но главным подспорьем в каждой семье были, конечно, огород и домашнее хозяйство. Сеяли 20 соток табака и 40 соток картошки и других овощей.

Семья росла, надо было расширяться. Федор Кузьмич купил в рассрочку дом брата, который уехал в Волгоград. Дом был небольшой, 6 х 6, но по сравнению со старым казался настоящими хоромами. Полы в домах тогда не красили, а мыли и скребли до природной древесной желтизны. Этим занималась Анна Петровна. Как-то раз маленький Дмитрий нашел в шкафу сухие чернила и по неосторожности рассыпал их, так пол в доме Аяцковых стал фиолетовым. Каждую субботу Анна Петровна устраивала ребятне банный день. Доставалось большое оцинкованное корыто, грелась вода и по очереди она мыла всю малышню. Старший сын Володя, как взрослый, ходил с отцом в баню. Дед и бабушка Костровы к тому времени переехали в Москву и радовали посылками внучат. Присылали дефицитное в то время туалетное мыло, которое на селе называли «Духовое» из-за сильного и приятного запаха.

После очередного прибавления семейства Аяцковых председатель колхоза поручил Анне Петровне ясли на дому. В дом к Аяцковым свозили около 20 детишек, мал-мало меньше, и ей приходилось на всю эту ораву и готовить, и стирать, и все остальное. А когда колхоз построил детский сад, то Анну Петровну определили туда работать. Приходилось исполнять сразу две должности – воспитателя и повара.

Шли годы, дети подрастали, пошли в школу. Чтобы купить форму, приходилось ездить в Москву. Но вначале копали картошку, продавали ее и на вырученные деньги уже покупали форму и ботинки. К труду в семье Аяцковых приучали с раннего детства, на картошку выходили всей семьей, за матерью с отцом шел Володя, а за ним — восьмилетний Николай, шестилетний Дмитрий, четырехлетний Александр и замыкала эту процессию двухлетняя Нина, каждому находилось дело. Главная мечта Анны Петровны была – дать детям хорошее образование. Сама практически безграмотная (4 класса), но обладающая большим природным умом и житейском мудростью, она понимала важность образования для дальнейшей счастливой жизни своих детей. Вот почему именно от нее доставалось за «двойки» и невыученные уроки. Но, несмотря на строгость и требовательность, детская память делает ее образ самым любимым и прекрасным. Анна Петровна без преувеличения считалась главной сельской красавицей. Красивые густые волосы, карие глаза, ровные белые зубы и огромная доброта – вот, что запечатлела детская память из далеких 50-60-х.

Шли годы, дети подросли, Владимир, Дмитрий и Нина поступили в институт, а Николай и Александр получили профессии и пошли работать. Благодаря матери, даже после того как они оторвались от родного дома, они оставались дружны и всегда помогали друг другу. Чтобы учиться в Саратове, купили квартиру, в которой проживали Дмитрий, Нина и Александр. Владимир, как старший, помогал осваивать гранит науки Дмитрию и Нине. И сегодня можно с уверенностью сказать, что их дальнейшие успехи – это и его заслуга, старший брат для них стал вторым отцом.

Но это было уже потом. А в конце октября 1964 года беда еще раз постучалась в дом Аяцковых – погиб сын Николай. Он вместе со старшим братом Владимиром ехал на мотоцикле, была ночь, туман. Володя не заметил, как переднее колесо попало в канаву, мотоцикл перевернулся, и Николай вылетел из седла, сильно ударился головой. Врачи диагностировали черепно-мозговую травму, от которой он скончался 5 ноября 1964 года. Это горе больно ударило по материнскому сердцу, но, как потом выяснилось, оно не стало для Анны Петровны последним. В 1983 году от боевых ран и болезней скончался второй супруг Федор Кузьмич Аяцков, которому шел 61-й год.

Что давало силы этой мужественной женщине, что заставляло жить самой и требовать жизненной стойкости от остальных? Силы давала неразрывная связь всех членов большой династии – Костровых, Митрофановых, Аяцковых, Титаевых, Малясовых. А еще успехи детей и внуков на жизненном пути. Четыре доктора наук и пять кандидатов в доктора воспитала Анна Петровна. Каждому успеху своих детей и внуков она радовалась как своему собственному.

В начале 90-х дети решили перевезти Анну Петровну в Саратов, но жизнь в городе стала для нее сплошной морокой, детям был поставлен ультиматум: «Везите меня домой». Причем обсуждению это не подлежало. Так материнский дом снова стал центром семейных отношений. Сюда собирались на праздники и памятные даты, сюда везли гостей со всей Руси великой. В этом доме были артисты — Михалков, Виторган, Остроумова, политические деятели и члены правительства – Шойгу и Поченок и многие, многие, многие… И всех она встречала хлебом, солью, добрым словом и истинно русским радушием. Летом она занималась внуками и правнуками, приучала их к труду, учила простым житейским истинам, которые усвоила сама еще с детства…
29 января Анне Петровне исполнилось бы сто лет, вспомним ее жизнь и еще раз удивимся стойкости, жизнелюбию и великодушию женщин в русских селениях.

В. Горелкин