Одной из основных задач образовательных учреждений является обеспечение пожарной безопасности

В системе образования уделяется самое пристальное внимание вопросам безопасности образовательных учреждений всех видов и уровней. Особую опасность для учащихся и персонала образовательных учреждений представляют чрезвычайные ситуации с быстроразвивающимися поражающими факторами, например, пожары, аварии, взрывы. Пожары наносят громадный материальный ущерб и в ряде случаев сопровождаются гибелью людей. Поэтому защита от пожаров является важнейшей обязанностью каждого члена общества и проводится в общегосударственном масштабе.

Пожарная безопасность — это комплекс мер, направленных на уменьшение разрушений, вызванных огнём. Меры пожарной безопасности включают те, которые предназначены для предотвращения возгорания неконтролируемого пожара, и те, которые используются для ограничения развития и последствий пожара после его возникновения. Пожарная безопасность в образовательном учреждении – это комплекс мероприятий, разработанный государственными органами, в которые добавляются правила, разрабатываемые администрацией каждого образовательного учреждения.

В основе обеспечения безопасности лежат, прежде всего, организационные мероприятия, которые затем реализуются технически по чётко разработанному плану противопожарной защиты объекта.

Пожарная безопасность в образовательном учреждении включает в себя следующие мероприятия:
1. Приобретение и поддержание в исправном техническом состоянии средств тушения очагов возгорания. Сюда входят огнетушители, ящики с песком, пожарные щиты и прочее.
2. Монтаж автоматической установки пожарной сигнализации, которая отслеживает противопожарное состояние здания учебного заведения в автоматическом режиме.
3. Монтаж системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, которая должна оповещать людей о случившемся пожаре.
4. Разработанный план и схема эвакуации из здания.
5. Наличие эвакуационных маршрутов и выходов. Последние всегда должны находиться в работоспособном состоянии. Эвакуационные таблички, размещённые на всех этажах и выходах.
6. Стенды, на которых располагается информация о правилах и мероприятиях по пожарной безопасности объекта.
7. Систематическое проведение занятий на темы правил пожарной безопасности в учебном заведении. Занятия проводятся и с учащимися, и с преподавателями по отдельности. Для этого разрабатываются инструкции, в основу которых ложатся стандартные правила.
8. Проводить учения, в которых в основном применяются правила эвакуации людей из здания учебного заведения.

Противопожарный режим и защиту образовательного учреждения невозможно обеспечить без разработки и применения соответствующих локальных актов. Система предотвращения пожара реализуется строгим исполнением инструкций о мерах пожарной безопасности, выполнением режимных (ограничительных) мероприятий. Разработку инструкций о мерах пожарной безопасности, как правило, осуществляет лицо, ответственное за пожарную безопасность в образовательном учреждении.

Практическая отработка планов эвакуации — обязательное мероприятие по пожарной безопасности, которое преследует цель обучения учащихся, преподавателей и обслуживающего персонала эффективному поведению в условиях возникновения пожара. Она подготавливает персонал к быстрому и безопасному выходу из горящего здания, учит правильно принимать решения в экстремальных ситуациях. На занятиях изучают планы эвакуации, обучаются тушению пожаров, взаимодействию с пожарными подразделениями.

Одной из главных целей тренировок также является практическое освоение первичных средств пожаротушения, представляющие собой устройства, инструменты и материалы, предназначенные для локализации и (или) ликвидации загорания на начальной стадии (огнетушители, внутренний противопожарный водопровод, вода, песок, кошма, асбестовое полотно, ведро, лопата и др.). Эти средства всегда должны быть наготове.

Правильная организация работы по предотвращению чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях требует неукоснительного выполнения требований нормативных документов, а значит нужно вести журналы по пожарной безопасности, которые должны быть в образовательном учреждении. В этом случае ведение отчётной документации даёт возможность качественно планировать мероприятия и контролировать результативность их выполнения. Инструктажи, проверки и принятие зачётов по знаниям правил пожарной безопасности у работников находят своё документальное отображение и фиксацию в заполненных формах отчётной документации.

Пожарная безопасность образовательных учреждений должна устранить риски пожаров, обеспечить своевременное выявление возгораний, быструю эвакуацию всех учащихся и работников.

Таким образом, в образовательных учреждениях ведётся большая работа по созданию безопасных условий сохранения жизни и здоровья учащихся и работников. Организация работы по пожарной безопасности, помогает довести до сознания людей главную мысль – как важно изучать основы личной безопасности жизнедеятельности, насколько серьёзно надо относиться к проблеме пожарной безопасности.

С.Т. Жахотов, начальник ОНД и ПР по Базарно-Карабулакскому,
Балтайскому и Новобурасскому районам УНД и ПР Главного
управления МЧС России по Саратовской области
подполковник внутренней службы