Итоговое интервью с главой Балтайского района Александром Груновым

Завершается 2022 год. Он стал для района поистине прорывным по многим направлениям. Отмечая значительные положительные изменения на территории Балтайского района, сложно сказать, какие из них стали главными. Рекордный урожай и масштабное дорожное строительство, ремонт школ, детских садов и Домов культуры, модернизация первичного звена здравоохранения, реализация программы «Комфортная городская среда» и строительство тротуарной сети – все это стало визитной карточкой 2022 года и поэтому заслуживает нашего внимания. Подводить итоги в конце года стало доброй традицией. Наш собеседник — Глава Балтайского муниципального района Александр Грунов, которому мы задали все интересующие вас вопросы. И так: Откровенно о главном.

— Александр Александрович, какое событие в 2022 году на ваш взгляд стало наиболее значимым и как оно может повлиять на развитие района в будущем?

Безусловно, 2022 год можно занести в актив Балтайскому району. В первую очередь, это достижения и победы наших сельхозпроизводителей, которые сумели собрать 54 тыс. тонн зерновых и зернобобовых культур (второй показатель за всю историю района). Результаты, достигнутые в дорожном строительстве, можно смело назвать прорывом в 21 век. При этом хочу обратить внимание всех жителей района не только на действительно колоссальные объемы (на ремонт и реконструкцию региональных и федеральных дорог, проходящих по территории Балтайского района, в этом году израсходовано более 700 млн. рублей), но и на современную технологию, которая позволяет значительно увеличить срок их эксплуатации без каких-либо ограничений для большегрузного автотранспорта. Мы получили без малого 70 км современных автотрасс. Таких изменений по качеству и по количеству наш район не видел никогда. На протяжении последних 10 лет более обсуждаемой темы, чем дорога Балтай — Куриловка не было. Сегодня время в пути от Балтая до Вольска составляет чуть более 1 часа. И это важно, ведь по этому маршруту машина скорой помощи везет экстренных больных, и каждая минута дорога.
Дорога Балтай – Царевщина — Донгуз была также бесконечной темой для разговоров. Ее ремонтировали, но через полгода она снова разваливалась до основания, и эта процедура повторялась и повторялась.

И, наконец, дорога Саратов – Балтай – Неверкино – Кузнецк, которая сегодня называется М-5 Урал. Дорожники работают с опережением графика, уже сделано 23 км трассы в Балтайском районе (от границы Пензенской области до Балтая. Оставшийся участок от Балтая до ж/д переезда будет сделан в 2023 году). Перед районом открываются большие перспективы, и мы надеемся их использовать.

Серьезный шаг вперед сделан в реализации проекта «100 школ, 100 детских садов, 50 домов культуры». В этом году в рамках этого проекта в двух школах (Царевщина, Садовка) и двух детских садах (Балтай, Садовка) была произведена замена оконных блоков, а на Столыпинском СДК проведен ремонт кровли. Чтобы войти в данный проект, нам пришлось серьезно потрудиться, так как приоритет отдавался ремонту кровли зданий. Но наша настойчивость и помощь депутатского корпуса дали результат.

Участие района в проекте «Комфортная городская среда» в 2022 году также можно без преувеличения назвать прорывом. Выделенные средства в 10 раз превышают уровень 2021 года. Нам удалось разбить новый парк «Победы», заасфальтировать центральную площадь райцентра, которая в память о наших земляках, погибших в годы ВОВ, носит это же громкое имя, благоустроить площадку перед Доской Почета, установить детскую игровую площадку на территории спортивного комплекса – стадион «Юность». Таких масштабных преобразований Балтай еще не видел. Хочется сказать огромное спасибо всем предприятиям дорожно-строительного комплекса района за ударную работу, а работникам администрации района за оперативно подготовленную проектно-сметную документацию.

Опыт участия в реализации таких проектов помог нам ускорить этот процесс и начать его реализацию уже в апреле.

В рамках инициатив нашего депутата Вячеслава Викторовича Володина району были выделены субсидии в объеме 31,5 млн. рублей (по 3 тысячи на каждого жителя), которые помогли главам МО сделать серьезный шаг в решение одной из важнейших задач по ремонту внутрипоселковых дорог. Только за 1 год было отремонтировано и построено заново во всех населенных пунктах района 17,89 км дорог.

Не все было гладко на этом пути, но работа будет продолжена и все замечания жителей, высказанные в ходе реализации, обязательно будут учтены в следующем году. Но в целом эту работу можно оценить положительно.

Строительство тротуарной сети в райцентре Балтай в 2022 году завершено. За 2 года на эти цели было направлено более 70 млн. рублей, построено более 19 км тротуарной сети. На сегодняшний день все основные направления движения пешеходов оборудованы тротуарами. Со всех концов райцентра тротуары ведут к школе, РДК, больнице, детскому саду, учреждениям социального обслуживания, торговым центрам, спортивным и культурным объектам.

Я благодарю все предприятия, которые принимали участие в их строительстве. Без всякого преувеличения они трудились по-ударному, без выходных, не взирая на погодные условия, рельеф местности и сложность маршрутов.

Еще один проект, который был реализован в этом году, связан с открытием Центра образования естественно-научной и технологической направленности «Точка роста» в Барнуковской школе. Стоимость закупки оборудования составила 1 млн. 568,8 тыс. рублей, произведен текущий ремонт на 1 млн. 2,4 тыс. рублей, закуплена новая мебель на 147,6 тыс. рублей (общие затраты 2 млн. 718,8 тыс. рублей).

Подводя итог проделанной работы, хочу сказать, что главной нашей задачей было и остается – создание комфортных условий проживания наших граждан и новых рабочих мест. Можно сказать, что мы уверенно движемся в этом направлении, эффект есть уже сегодня, но еще более значительный эффект мы ожидаем в будущем.

— Очень многие положительные изменения в районе связаны с инициативами и программами, предложенными Вячеславом Володиным. Смог ли район не отстать от этого инициативного поезда или нам предстоит еще очень сильно поработать в этом направлении?

Напряженная работа по многим направлениям, которая стартовала в 2021 году, напрямую связана с деятельностью и инициативами нашего депутата Вячеслава Викторовича Володина и его команды.

Тротуарная сеть, строительство стадиона «Юность», ремонт внутрипоселковых дорог и широкомасштабное дорожное строительство на региональных и федеральных трассах, ремонт школ, детских садов и домов культуры – вот далеко не полный перечень его инициатив.

Насколько сложно соответствовать нам заданному темпу? Не скрою, очень сложно было, особенно в начале, но мы быстро учимся и делаем необходимые выводы из своих ошибок. И сегодня мы стараемся работать на опережение и не отстаем ни от выдвинутых инициатив, ни от сроков их реализации.

Мы научились мыслить более комплексно и масштабно. Нами разработаны перспективные планы под все проекты и инициативы. В них четко определены объекты, которые подлежат ремонту, объем работ и конечный результат.

Постепенно мы уходим от «замазывания дыр» к действительно масштабным преобразованиям, современному дизайну, учету всех необходимых нюансов. Любой отремонтированный объект должен быть не просто красивым и функциональным, но и не создавать проблем соседним строениям. И здесь, наряду с мнением специалистов, важно внимательно прислушиваться к мнению общественности, учитывать желание самих жителей.

По такому принципу мы работали при оборудовании тротуарной сети, реализации проекта «Комфортная городская среда», так будем работать и впредь. Вячеслав Викторович позволил нам усвоить одну простую истину – в решение комплексных вопросов мелочей не бывает. И еще одно – чиновник должен нести персональную ответственность за каждое принятое решение. Об этом говорит Вячеслав Володин, об этом же говорит и Губернатор области Роман Бусаргин.

Ну, и в заключении ответа на ваш вопрос хочу сказать: «Мы не отстаем от инициативного поезда Вячеслава Викторовича, и Балтайский район идет в нем далеко не последним вагоном, установив для себя высокую планку, опускать ее не собираемся».

— Развитие сельскохозяйственной отрасли в зоне рискованного земледелия, в каком направлении, по-вашему, мнению, должны двигаться наши сельхозпроизводители и какие перспективы открывают для них новые автотранспортные магистрали?

Направление, в котором движутся сельхозтоваропроизводители района правильное. Последние годы позволили многим из них создать запас прочности и возможность маневра. Но, чтобы избежать резких спадов, необходимо точно знать, что для этого нужно в дальнейшем. По моему мнению, основой стабильности являются: во-первых, грамотная и качественная обработка земли, во-вторых, сортообновление семенного фонда, в-третьих, системное применение удобрений и средств защиты растений от болезней и вредителей и в-четвертых – грамотный севооборот. При выполнении этих условий мы гарантируем себя от большинства рисков, влияющих на урожай в нашей зоне, а значит, гарантируем себе стабильность.

Но иногда на первый план выходят рынок, который диктует свои условия, где спрос и предложение не всегда совпадает с нашими правилами. К большому сожалению, отдельные руководители сельхозпредприятий и главы КФХ «попадаются на эту удочку» и тогда желание получить пусть и одномоментную, но максимальную прибыль заглушает голос разума. Отсюда такие большие площади под посевами подсолнечника и, как следствие, растянутые сроки его уборки, уходящие в декабрь и далее, и, соответственно, потери и затраты.

Но в целом ситуация хоть и медленно, но меняется. Меня радует, что на наших полях появляются новые культуры, такие, как: нут, горох, чечевица, лен, просо, кукуруза. Многие из них являются хорошими предшественниками и обогащают почву азотом. В то же время они имеют высокую урожайность и спрос на рынке сельхозпродукции.
Активно идет совершенствование производственной базы – приобретается новая техника и механизмы, строятся сушильные комплексы, зернохранилища и многое другое.

Все перечисленные мероприятия должны помочь нашим аграриям избежать спадов и кризисных ситуаций.

И еще, в последние годы Саратовская область из одного из крупнейших производителей зерна становится и центром его глубокой переработки.

Так, в городе Балашов завершается строительство завода ООО «Саратовские биотехнологии» по производству лизина – ценной аминокислоты, применяемой при производстве кормов для животных. После выхода на проектную мощность завод будет выпускать 55 тыс. тонн лизин-хлорида, 60 тыс. тонн белковых кормовых добавок, 29 тыс. тонн пшеничного крахмала, 25 тыс. тонн биоэтанола, 23 тыс. тонн глютена.

В настоящий момент собственного производства лизина в РФ нет. Учитывая проектную мощность завода у балтайских сельхозпроизводителей появляется новый рынок сбыта, а у животноводов области свои кормовые добавки.

— Вопрос отрицательной демографии на сегодняшний день становится для района одним из самых актуальных, какие меры необходимо принять руководству района для снижения смертности и увеличения рождаемости?

Совсем недавно мы провели расширенное заседание межведомственной комиссии с участием первого заместителя министра здравоохранения Елены Степченко, на котором проанализировали причины увеличения смертности и снижение рождаемости.

Выводы не самые утешительные. И первый из них – население района стареет. Молодежь, к нашему сожалению, уезжая на учебу в Саратов, в село не возвращается, а выбирает местом жительства крупные города. Отсюда и снижение рождаемости, и, соответственно, отрицательная демографическая ситуация.

Что зависит от нас, мы делаем. Мы уже говорили с вами о беспрецедентных вливаниях в дорожное строительство, в том числе в ремонт внутрипоселковых дорог и оборудование тротуарной сети. Ремонт учреждений образования, культуры, здравоохранения, мест отдыха и занятия спортом, строительство ФАП – все это делается и будет делаться дальше.

В соседнем, Базарнокарабулакском районе строится межрайонный диагностический центр, он буден оснащен самым современным оборудованием и позволит осуществлять диагностику широкого спектра заболеваний на ранней стадии. Самые высокотехнологичные обследования будет можно пройти в Базарном Карабулаке, а не в Саратове, как это делается сейчас.

Но, несмотря на все применяемые нами меры, молодежь продолжает уезжать. Можно, конечно, поставить этот факт во главу угла, но не все так просто. В том же Саратове демографическая ситуация далека от идеальной. Редкий случай, когда в семьях по 3-4 ребенка, в основном 1-2, и чем дальше, тем ситуация все сложнее.
Остро встает вопрос о репродуктивном здоровье как у юношей, так и у девушек. Так что, какой-то конкретной однозначной рекомендации, как изменить ситуацию пока что нет.

Но это не значит, что нужно опускать руки и бездействовать. Мы продолжим работу, и верю, что положительные сдвиги будут.

— Ударные 2021 и 2022 годы настраивают жителей района на продолжение. Что нас ожидает в новом 2023 году, что уже сделано, а что еще предстоит сделать, чтобы не снижать темпов, набранных за последние 2 года?

2022 год стал можно сказать прорывным по многим направлениям. И сейчас мы стараемся заложить фундамент для того, чтобы и 2023 год стал столь же успешным.

Во-первых, будет продолжено дорожное строительство. В частности, завершен ремонт последнего участка федеральной трассы М-5 Урал от Балтая до ж/д переезда. После этого на всем протяжении от Алексеевки до Журавлихи будет уложен второй защитный слой асфальтобетонного покрытия. В рамках реконструкции трассы будут установлены столбы освещения на участках от швейной фабрики до Садовки, а также на участках трассы, проходящих через села Журавлиха и Большие Озерки. Кроме этого, будет оборудована тротуарная сеть от РДК села Балтай до села Садовка.

Будет продолжена программа по ремонту внутрипоселковых дорог (по 3 тысячи рублей на каждого жителя). В рамках этой программы мы рассчитываем получить не менее 32 млн. рублей, кроме этого в бюджет района поступит 11,1 млн. рублей транспортного налога и 9 млн. 470 тыс. рублей акцизов.

В рамках проекта «Комфортная городская среда» мы планируем выполнить объем работ на уровне 2022 года, то есть не менее, чем на 10 млн. рублей. Нами подготовлены сметы и экспертизы. Одними из главных объектов станут: открытый спортивный комплекс у Садовской школы и дворовая территория в поселке Строителей.

В рамках региональной программы «100 школ, 100 детских садов, 50 домов культуры» планируем провести замену оконных блоков в 2-х школах (Барнуковка, Столыпино) и в 2-х детских садах (Донгуз, Столыпино), а также отремонтировать спортивный зал в школе села Столыпино и кровлю клуба в селе Журавлиха.

Кроме этого, нам удалось войти в федеральную программу по капитальному ремонту школ (в области всего 7 таких объектов), уже подготовлена проектно-сметная документация и проведена экспертиза.

В дальнейшем, в плане 2024 года, стоит капитальный ремонт Балтайской школы, а на 2025-2026 годы капитальные ремонты в школах сел Садовка и Царевщина.

Что касается капитального ремонта Большеозерского Дома культуры, то мы продолжим работу по включению его в план 2024 года, будет сложно, но мы очень постараемся.

В сельском хозяйстве, несмотря на последние природные катаклизмы, ситуация стабильная. Урожай зерновых убран, озимые посеяны на площади 14693 га, и на сегодняшний день все всходы находятся в удовлетворительном состоянии.

Посевные площади в 2023 году составят 42,4 тыс. га, из них зерновые и зернобобовые – 22,6 тыс. га, подсолнечник – 18 тыс. га.

Что касается других сфер производства. После нескольких лет простоя возобновляет свою работу завод «Бализ». Собственник планирует начать производство безалкогольной продукции, сейчас идут технические работы. Ориентировочно уже в апреле 2023 года 2 цеха завода начнут работу.

Я думаю по приведенным мною примерам уже понятно, что 2023 год будет не менее напряженным и результативным. Работы много и от всех сотрудников администрации района, администраций МО, предприятий агропромышленного комплекса, дорожного хозяйства и других сфер деятельности и каждого жителя зависит насколько успешным этот год станет.

В завершении нашего интервью хочется пожелать всем нам крепкого здоровья и счастья, успехов и побед нашим бойцам, участникам СВО, а всей России мирного неба над головой. С Новым Годом!

В. Горелкин