Жизнь в 70 лет не заканчивается, она только начинается

Герой нашего материала, глава КФХ Ларин Геннадий Николаевич, человек в районе известный и уважаемый. Причин тому несколько, и при ближайшем рассмотрении, все они оказываются главными.

Во-первых, это единственное КФХ района, в котором параллельно развиваются сразу три направления: растениеводство, животноводство молочного направления и переработка молочной продукции. Во-вторых, это предприятие с перспективой, так как в производственном процессе активно участвуют два поколения Лариных: сам Геннадий Николаевич, его супруга Александра Николаевна, сыновья Юрий, Дмитрий и сноха Валентина. На пятерых у них два десятка профессий и масса обязанностей. Ну, а самое главное, почему среди множества фермеров мы выбрали именно Ларина – это его отношение к малой Родине и к людям, живущим и работающим рядом с ним.

Но вернемся на 70 лет назад, когда в селе Шировка Вольского района родился мальчик, которого назвали Геннадием. Мать Мария Георгиевна и отец Николай Иванович с утра до вечера трудились в местном колхозе. Мать птичницей, а отец механизатором. Отец уже с самого раннего детства брал маленького Гену с собой в поле, позволяя ему держаться своими ручонками за рычаги мощного трактора или за штурвал комбайна. А, когда тот стал постарше, доверял ему самостоятельно управлять техникой.

Первые 4 класса Геннадий проучился в Шировской 4-летней школе, а с 5 стал ездить в Вязовку Базарнокарабулакского района, где и получил полное среднее образование. После школы поступил в Терсинский техникум, чтобы получить передовую по тем временам специальность агрохимика. Но, проучившись 2 года, был призван в ряды Советской Армии. Службу проходил в ракетных войсках. Часть дислоцировалась на Северном Урале, суровый климат и тяготы службы не испугали молодого солдата, а навыки управления различной техникой, полученные еще в детстве, очень пригодились. Лучшим подтверждением этого стала фотография бойца у развернутого знамени части. После службы Геннадий вернулся в родной техникум и успешно завершил учебу.

Сразу после окончания СУЗа в 1975 году по распределению попал в ГППЗ «Царевщинский» агрономом. Первые годы трудовой деятельности стали толчком для дальнейшей карьеры, и заслуга в этом не только самого Геннадия, но и его наставника, знатного агронома Владимира Ивановича Просвирова, который заметил в молодом специалисте задатки будущего руководителя.

Активность, грамотность и старание в работе заметили и в районном комитете комсомола. В 1978 году комсомольцы района избирают его вторым секретарем Балтайского райкома ВЛКСМ. Два года в комсомоле научили многому и прибавили к чисто профессиональным, агрономическим, знания в области философии и психологии.

Позже, когда встал вопрос, кого назначить на вакантную должность парторга в колхозе «22 Съезда КПСС», кандидатура Ларина стала первой.

В дальнейшем судьба и била, и жаловала Геннадия Николаевича. Но он не в обиде. Говорит, что сегодня собственные ошибки помогают понимать и давать правильную и взвешенную оценку поступкам других людей.

А их на его долгом полувековом трудовом пути встречалось не мало.

Но мы не будем торопить время и вернемся в 80-е годы, когда решения партии чем-то напоминали решения суда, не всегда логичные, но всегда обязательные для неукоснительного исполнения. И горе тому, кто усомнится в их справедливости, он попадал под партийный каток, из-под которого мало кто смог выбраться. Попал под него и Ларин, который в одночасье из второго лица в колхозе стал обычным механизатором.

Лихие 90-е запомнились не только массовым развалом колхозов, но и созданием сельхозпредприятий новой, доселе неизведанной формы собственности. ООО, ОАО, КФХ росли на руинах советского коллективного хозяйства, как грибы после дождя.

Слова «частная собственность на землю» звучали, как заклинания для новых собственников и как приговор для некогда прогрессивных коллективных хозяйств.

Вместе с новыми формами собственности, производственными и денежно-товарными отношениями на свет появилась голодная до чужих денег армия чиновников и рэкетиров. И те, и другие очень хотели внести в систему распределения свои коррективы, и вносили.

Начались ночные посещения братков с выездом на природу (в соседний лес), требования отдать, заплатить, отстегнуть и прочее. А днем приезжали комиссии и искали всевозможные нарушения, с одной целью — содрать откат.

Сегодня, глядя на Геннадия Николаевича, человека отнюдь не богатырского телосложения, сложно представить, где он черпал смелость и решительность, когда говорил «Нет».

Шло время, в 2006 году Ларин регистрирует первое собственное сельхозпредприятие ООО «Садовка».

Созданное на базе развалившегося и обанкротившегося колхоза «XXII партсъезда», ООО «Садовка» получило в нагрузку не только землю, но и остатки техники, разрушенные коровники, свинарники и 250 безработных колхозников.

Глядя на эту армию безработных, Ларин прекрасно понимал, что обеспечить рабочими местами он сможет в лучшем случае пятую часть, иначе не выжить. Но даже эта пятая часть вдвое превышала численность работников в таких же КФХ или ООО.

С самого начала сознательно не стал сужать специализацию предприятия до одного растениеводства, как это сделали все его новоиспеченные коллеги, за что неоднократно получал в свой адрес ироничные замечания и прозвища, намекающие на его социалистические принципы. Он слушал и только хитро улыбался, понимая, что животноводство – это неотъемлемая часть финансово-хозяйственной деятельности хозяйства. И пусть оно пока, что не стало равным по объемам растениеводству, но к тому, что ситуация будет выравниваться предпосылки есть.

«Животноводство для нас, как банк развития, дает круглогодичные проценты. Может быть доходы и не большие, но в сложные моменты именно они обеспечивают финансовую стабильность. На селе не заниматься животноводством просто грешно», — говорит Геннадий Николаевич.

И коллеги, отпускавшие в его адрес колкие шутки, сегодня серьезно задумались, куда девать фуражное зерно, когда и спроса на него нет, и цена ниже нижней.

Но вернемся на 15 лет назад, в год 2008, когда директор ООО «Садовка» Геннадий Ларин делал первые шаги в новой для него системе рыночных отношений.

Полученные доходы вкладывал в производство. И, в первую очередь, в технику — тракторы, комбайны, сеялки, культиваторы, бороны, в общем, все, что позволяло улучшить качество обработки земли, а также избежать поломок и потерь. Сегодня сложно представить, что у сельхозпроизводителей начала 2000-х поговорка «У крестьянина есть две беды – урожай и неурожай», имела самое, что ни наесть конкретное значение. Нехватка хлебоуборочной техники приводила к колоссальным потерям, как тут не вспомнить Некрасова.

Шло время, политика государства и успехи на полях делали свое дело. Доходы стали расти, в хозяйстве появилось три новых современных комбайна, агрегаты, тяжелые тракторы. Отремонтировали старые и построили новые зернохранилища, мехток, сушилку, весовую. Досталось и животноводству: два коровника радуют глаз металлическими крышами и пластиковыми окнами. И это не все, в 2020 году открыли свой небольшой цех по переработке молока, стали делать сливки, творог, масло, замахнулись и на сыр. Сегодня поголовье КРС в хозяйстве превышает 150 голов, из них дойного стада 50.

Средний надой на одну фуражную корову 4000 литров, а в планах довести его до 6000 л. Для этого идет обновление поголовья, все той же Симментальской породы, используются в основном собственные средства.

Но жизнь Геннадия Николаевича не ограничивается работой и домом. Он частый гость в школе и детском саду, сельском клубе и ФАПе. И везде он не просто желанный гость, зритель или пациент. Новые костюмы нужны для танцевального коллектива, форма для юноармейцев, двор почистить в школе или каток залить – Ларин поможет. Мост отремонтировать, подарки к 9 Маю ветеранам, к 1 сентября и последнему звонку школьникам, гуманитарную помощь собрать для бойцов СВО – тоже он. И это без помпы, без лишней шумихи, просто и по-деловому.

Тут хочу открыть один секрет, далеко не всем помогает Геннадий Николаевич. Не любит он пьяниц и бездельников, не любит и тех, у кого слова расходятся с делом. И, наоборот, всегда придет на помощь тем, кто по-настоящему любит свою профессию, работает на результат, не считаясь со временем, как сейчас модно говорить — креативным.

И все же главной его гордостью является ни созданное с нуля КФХ, ни масса добрых дел, которые идут с ним по жизни, а его большая семья. Жена Александра Николаевна без малого 20 лет заведует общепитом, кормит вкусными обедами весь коллектив КФХ. Старший сын Юрий заведует мастерскими и техникой хозяйства, но при этом в любой момент готов, если надо, сесть за штурвал комбайна, трактора и другой техники, которая есть в КФХ. Сын Дмитрий – дипломированный ветеринарный врач, отвечает за животноводческий блок. Сноха Валентина тоже дипломированный специалист, ведет точные расчеты в бухгалтерии. Вот и получается, что эта дружная большая семья постоянно вместе и дома, и на работе, и тема для разговоров у них всегда найдется. Про такие семьи говорят: «Одним воздухом дышат, одной идеей живут».

В завершении нашего материала я хочу пожелать КФХ Ларин Г.Н. и его главе успехов во всех начинаниях и, конечно, здоровья.

Глядя на этого энергичного, жизнерадостного человека, зная его планы на будущее, так и хочется сказать: «Жизнь в 70 лет не заканчивается, она только начинается».

В. Горелкин