Главная работа еще впереди

«Кадры решают все» — эта хорошо известная в разных интерпретациях фраза, сказанная почти 90 лет назад, и сегодня не теряет своей актуальности. И дело все в том, что сегодняшние наши проблемы в медицине, образовании и других сферах, особенно в сельской местности, напрямую связаны даже не с низкой квалификацией специалистов в той или иной отрасли, а с их острым дефицитом. При этом руководство страны, региональное правительство, депутаты областной думы стараются делать все возможное, чтобы привлечь молодых специалистов в село.

Но ситуация не становится лучше. Почему? Именно этот вопрос стал главным на состоявшимся 7 марта расширенном общественном Совете при участии депутата Саратовской областной Думы Татьяны Ерохиной.
Свое выступление Татьяна Петровна начала с краткого анализа ситуации в Балтайском районе в системе образования. Она отметила, что средний возраст учителей приближается к 50-летней отметке. А если брать только преподавателей математики, физики, химии и других точных предметов, то здесь ситуация еще хуже. Не спасают ситуацию и спецклассы, открытые два года назад в Балтайской школе. Потребность в предметниках по школам Балтайского района – 8 человек. А учатся только 2 целевика (на учителя физкультуры и учителя начальных классов), а где же будущие математики и физики?
Свой вопрос Татьяна Петровна обратила в первую очередь директорам школ и начальнику отдела образования.
Этот же вопрос поднимался 2 марта на активе в р.п. Базарный Карабулак спикером Государственной Думы Вячеславом Володиным. Где он конкретно определил всю цепочку руководителей разного звена, на которых лежит персональная ответственность за подготовку дефицитных кадров.
От профильных министров и ректоров ВУЗов до глав муниципальных районов, главных врачей районных больниц и директоров школ. И если в медицинском ВУЗе эта работа началась, подготовлены видео-программы и лекции, которыми могут пользоваться бесплатно будущие целевики, то в вопросах подготовки будущих математиков и физиков все пока стоит на паузе.
У нас нет пединститута, сегодня это факультет Госуниверситета, который во многом утратил свое главное предназначение. Отсутствует связь между ВУЗом и школами, специализация, которой в советской высшей школе уделяли не менее 2,5-3 лет, сейчас проходит скомкано. Стажировка в школах (около 2 недель) не дает необходимых навыков в общении будущих педагогов с учениками и коллегами. Многие из них после окончания, попросту боятся зайти в класс, не могут адаптироваться в педагогическом коллективе и, как следствие, уходят из профессии.
На активе в Саратове Вячеслав Володин предложил возродить педагогический ВУЗ и те традиции, которыми была богата русская педагогика. И это предложение было встречено с большим энтузиазмом в педагогических кругах.
Надо возродить систему подготовки, помочь будущим абитуриентам повысить уровень знаний и победить комплекс боязни профильных ЕГЭ. Кроме этого, уже сегодня надо продумать вопрос поддержки будущих педагогов на всех этапах становления, и здесь свою роль должны сыграть руководители школ и органов исполнительной власти, надо бороться за молодых специалистов, а не ждать у моря погоды. Что необходимо молодым специалистам, чтобы поехать в сельскую местность? По мнению самих студентов, таким критериями являются не только жилье и достойная заработная плата, но и наличие школ, детских садов, учреждений культуры, спорта и дополнительного образования.
Поэтому очень важна роль районов. Уже сегодня надо думать, что мы оставим после себя.
Далее депутат провела короткий экскурс по положению дел в районной медицине: 14 вакансий врачей, 4 вакансии участковых врачей и 10 вакансий средних медицинских специалистов. В больнице широко практикуется совместительство. Средний возраст врачей и медсестер 55+. Причем, если по врачам еще есть надежда на целевиков, то по медицинским сестрам и фельдшерам работа вообще не ведется. Целевиков нет и связи с медицинскими колледжами у главного врача больницы нет от слова совсем.
«Как же мы при такой постановке вопроса будем исправлять ситуацию?» — вопрос Татьяны Петровны повис в воздухе.
Главному врачу поставлена задача подготовить прогнозный план на ближайшие 7 лет.
Глава района Александр Грунов взял на себя обязательство проанализировать комплекс мер на территории района, которые необходимо предпринять для того, чтобы дети были замотивированы поступать в мед. университет и мед. колледжи по целевым направлениям.
В завершении данного материала хочется поставить многоточие, подразумевая, что главная работа еще впереди.
В. Горелкин