Жизнь школьная – моя судьба…

Сегодня, как и во все времена, педагог – это не только хранитель знаний, пример подражания для детей, но и вдохновитель, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане наук и приобретать опыт самообразования. А с чего начинается непростой путь учителя? В какой момент человек решает посвятить свою жизнь педагогике? Об этом и не только мы поговорили с учителем русского языка и литературы, заместителем директора по учебно-воспитательной работе школы с.Балтай Светланой Владимировной Ваничкиной. Так сложилась судьба, что 5 октября она отмечает не только профессиональный праздник, но и свой день рождения.

— Наверное, для меня, как и для большинства девчонок, все начиналось с детской игры «в школу», затем с трогательных воспоминаний о школьных годах, о своих учителях, с желания вновь вернуться в то время, когда ты жил счастливо и беззаботно, общаясь со своими друзьями, — вспоминает Светлана Владимировна. – Поэтому я сделала свой выбор, поступив в педагогический институт. Впереди меня ждала жизнь, полная напряжения, радости, тревог, постоянного движения вперед, творчества и открытий.

В родную Балтайскую школу она пришла работать в 1993 году после окончания Саратовского педагогического института им. К.А. Федина и вот уже почти тридцать лет она открывает для своих учеников прекрасный, волшебный мир русского языка и литературы.

— В школьные годы литература всегда была моим любимым предметом, наверное, потому, что я не расставалась с книгой с детства. Она была моим мудрым советчиком, верным другом. На уроках литературы в старших классах я поняла, что книга приносит не только эстетическое наслаждение, не только радость от знакомства с судьбой героя, но и даёт ни с чем не сравнимый жизненный опыт человечества. Я научилась читать между строк, нашла четкие различия между добром и злом, понятиями совести и чести. Евгений Онегин, Григорий Печорин, Наташа Ростова, Татьяна Ларина – эти и другие герои оставили след в моей душе. Мне навсегда запомнился путь жизненных исканий Евгения Онегина и Печорина, Андрея Болконского и Пьера Безухова. Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Цветаева, Ахматова, Пастернак, Есенин… Разве можно остаться равнодушным к их стихам, искренним, любовью рожденным строчкам? К стихотворениям этих удивительных поэтов хочется обращаться снова и снова. Литература стала неотъемлемой частью моей души, моей профессией, моей жизнью, — рассказывает Светлана Владимировна.

С бесконечной благодарностью и огромной теплотой она вспоминает своего учителя русского языка и литературы Тамару Васильевну Храмову. Невозможно забыть ее уроки, наполненные не только напряженным учебным трудом, но и радостью познания, пониманием гармоничности, стройности речи, ощущением причастности к судьбе родной страны. Сколько душевных сил и энергии отдала эта женщина своим ученикам, научила правильно, лаконично, просто выражать свои мысли, красиво и грамотно писать, уважать русскую литературу, находить ответы на главные человеческие вопросы: что есть добро, истина, красота? в чем смысл жизни? что значит любить свою Родину?

— Мои учителя стали моими коллегами. Я вновь училась у них, училась педагогическому мастерству, методике преподавания, умению находить подход к каждому ученику. Может быть, тогда я не осознавала, что это самая прекрасная профессия, но и самая трудная, что я должна буду отдать ей себя всю, что мало иметь только учительский диплом, что надо владеть еще величайшим из искусств – искусством любить детей, заинтересовать их, увлечь своим предметом.

Шло время, незаметно летели дни… Светлана Владимировна за эти года подготовила и отправила во взрослую жизнь три выпуска. Среди ребят есть и те, кто выбрал профессию учителя.

— За годы работы я поняла: хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, передавая свои знания другим. Это залог успеха. Работая над собой, я всегда помню о том, что непререкаемым авторитетом для детей должны стать мои личностные качества как педагога, мои знания и жизненный опыт. Поэтому я, как современный учитель, не только учу детей, но и сама учусь у своих учеников.

В 2017 году она была назначена на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе. И с этого момента стала педагогом не только для детей, но и для своих коллег. Светлана Владимировна отвечает за организацию учебного процесса в школе, за выполнение учебных программ, качество преподавания, осуществляет контроль над учебно-воспитательной работой, качеством знаний, посещаемостью учащихся, составляет расписание уроков и отчеты о состоянии учебной работы.

— Каждый день, заходя в школу, несмотря на житейские проблемы, неурядицы, не всегда хорошее настроение, я должна нести свет, доброту и улыбку детям, своим коллегам. Когда я прихожу на работу, происходит перевоплощение в строгого, справедливого, заботливого заместителя директора, потому что я точно осознаю, что на ближайшие восемь часов 475 детей и 45 коллег нуждаются во мне.

Сегодня я с уверенностью могу сказать, что благодарна своей судьбе, которая привела меня в школу. Я благодарна ей за те минуты, когда удалось пробудить лучшие чувства в детях, за те мгновения, когда победа ребенка стала моей победой, его радость — моей радостью, и за любовь детей, которая вернулась ко мне в их благодарных глазах.