Ветеран педагогического труда из Садовки рассказала о своем детстве в военные годы

Все дальше и дальше от нас самая страшная трагедия XX века — Вторая мировая война. Все меньше остается рядом людей, которые знают о ней не понаслышке. Не далек тот день, когда уйдет из жизни последний ветеран Великой Отечественной войны, но память народа всегда будет хранить воспоминания об их великом подвиге.

В те страшные годы нашим сверстникам – тогдашним школьникам, пришлось пережить многое. «Юность, опаленная войной» в один миг сделала их взрослыми. На хрупкие плечи детей «роковых — сороковых» легли поистине недетские тяготы и заботы. Школьные мечты о будущих профессиях, поездках, отдыхе пришлось отставить на неопределенное время, подчиняя все свои мысли и чувства одной цели: победить, во что бы то ни стало. А в победу верили все и взрослые, и дети, наверное, в этом и заключался смысл их жизни в то тяжелое время.

Нам, молодым, хочется сегодня понять, чем жили тогда наши ровесники, что помогало им быть храбрыми и безответно любящими свою родину.

Из воспоминаний Нины Михайловны Горбуновой: «Война. Страшное слово! Оно и сейчас звучит у меня в ушах. В 1941 мне исполнилось 13 лет, было лето, каникулы, радостное веселое воскресенье. Я была в гостях у бабушки. И вдруг крик. Страшный, пронзительный: «Мамочки, война!» Этого забыть нельзя. И сразу все изменилось: детство и все хорошее, связанное с ним, ушло куда-то безвозвратно, на смену пришло черное, страшное, суровое время. Мы, подростки, как-то сразу почувствовали себя взрослыми, и на нас легла большая ответственность.

Общее горе скорее не научило, а только крепче сплотило людей. Все стали родными, поддерживали друг друга как могли, делились последним. Люди жили единым желанием помочь фронту. Все делали для этого. Был лозунг: «Все для фронта! Все для победы!» И это не просто красивая фраза, я это видела и чувствовала.

Школа тоже жила только одним желанием — помочь своей Родине в этой великой битве. И педагоги, и ученики верили в победу и делали все для того, чтобы приблизить ее.

Девочки вышивали платочки, кисеты для хранения махорки. Вязали перчатки, в которых можно было стрелять. Отправляли посылки на фронт. Поддерживали солдат письмами, писали, что верят в их победу, что считают их героями, что любят и ждут.

А ребята сразу со школьной скамьи отправлялись на фронт, как много из них не вернулись назад, таких молодых и красивых. Сердце мое сжимается и болит, как только я об этом вспоминаю

Село быстро опустело, наших ровесников, 1925-1926 года рождения, почти никого не осталось. И пошли похоронки.

К концу 1941 года к нам в деревню потекли подводы с беженцами (эвакуированными). Их встречали как родных. Всех размещали по домам. Жили все как одна семья. Делились с ними тем немногим, что было у людей. До того сроднились, что и потом, когда они вернулись в свои родные места, писали друг другу письма и ездили в гости, как самые близкие родственники.

Каждое лето все школьники работали на колхозном поле. Весь урожай отправляли на фронт, не оставляя себе ничего! Даже маленькие дети шли собирать колоски и радовались, что они своим трудом «куют» победу. Зимой школьники помогали ухаживать за колхозным скотом, шли после уроков на фермы. Каждый ученик выращивал бычка или телочку. Корм приносили из дома, иногда украдкой от родителей. Бывало и так, что хлебца кусочек сам не съешь, а отнесешь своему подшефному. Я и сейчас помню своих телят, как они меня ждали, сразу подбегут, а я угощу их чем-нибудь.

Год за годом шла война, но школа работала. Учителя вместе с детьми жили жизнью страны. Становились агитаторами, ходили по домам, рассказывали о делах на фронте, подбадривали людей. Организовывали концерты, ставили спектакли на военную тематику. Помогали писать письма на фронт, ведь многие женщины были безграмотными. Даже вечером в школе кипела работа, там был штаб, и мы дежурили вместе с учителями. Холодно было в школе, мерзли чернила. Мы, школьники, сами заготавливали дрова на отопительный сезон, но никто не жаловался на тяготы, наоборот война все больше и больше сплачивала учеников и учителей в едином желании приблизить победу.

Да, крепок был тыл, и я этому свидетель. Вот вроде всего лишился народ. Не было денег, не было никаких продуктов, ни мыла, ни тканей, ничего. А мы на это не обращали внимания. Лишь бы только враг был разбит, лишь бы побыстрее закончилась эта страшная война. В победе нашей армии мы не сомневались!

Ребята, которых мы провожали на фронт так и остались в нашей памяти молодыми и красивыми. Они почти все остались на полях сражений.

Война застала в рядах Красной Армии и моего дядю. Он был сильным, красивым юношей. Очень хорошо пел. Писал нам в письмах, что его взяли в ансамбль, что теперь он поет и танцует на настоящей сцене.

В последний год войны я училась в Царевщинской средней школе. Директором этой школы был Худяков Василий Иванович. Это был гениальный человек. Он вел у нас литературу. О, что это были за уроки! Как он мог говорить. Как он подавал ученикам материал. Мне посчастливилось присутствовать на этих уроках, и в будущем я старалась хоть капельку быть на него похожей. Учебников в школе не хватало, поэтому многое приходилось записывать со слов учителя. Писали на старых газетах и в книжках. Но стремление к знаниям было велико.

Помню Колокольцеву Антонину Николаевну. Она вела у нас немецкий язык. Мы брали дополнительные статьи для перевода и много учили наизусть. Некоторые стихотворения немецких классиков я помню и до сих пор. В нашем десятом классе, конечно, учились одни девочки, и она учила нас, как держать себя, как быть женственными и привлекательными. Разве можно забыть таких великих учителей.

Наконец закончилась война. Я помню это утро, когда мы услышали радостную весть. Началась мирная жизнь. Стали возвращаться домой солдаты. Жизнь стала потихоньку налаживаться. Так в школе стали появляться новые учителя. В десятом классе к нам пришел учитель математики. Молодой человек, участник войны, лейтенант. На уроки он ходил в военной форме. Красивый, стройный парень, он очаровывал всех девчонок. Мы не только слушали его математику, но и во все глаза смотрели на него самого. Все девчонки школы были в него влюблены, а его избранницей стала я. Через два года мы поженились. После окончания средней школы я стала работать учителем начальных классов в Царевщинской средней школе, заочно окончив Аткарское педагогическое училище. Учителем я стала не случайно. С детства мечтала о том, что буду учить маленьких детей.

Вся моя дальнейшая педагогическая деятельность прошла в Садовской школе, куда был назначен директором мой муж Горбунов Александр Григорьевич. Я очень люблю детей. Работая с малышами, я старалась стать им близким человеком. Чувство великой ответственности за порученное мне дело никогда не покидало меня. Я помню своих первых учеников в послевоенные годы. У многих из них не было отцов, но дети были отзывчивы, любознательны, чутки и доверчивы. Вместе со мной в школу пришла песня. Я очень люблю петь и не могу без нее жить. В школе было два хора для старших и младших школьников. Дети занимались с большим удовольствием. А когда мы давали концерты в нашем сельском клубе, то яблоку негде было упасть.

Я ветеран педагогического труда. Сорок семь лет я провела в школе с моими любимыми детьми. Награждалась Почетными грамотами, имею знак «Отличник народного просвещения», медаль «За трудовое отличие», занесена в областную Книгу Почета».

М.Н. Сысоева, руководитель поискового
отряда «Память» школы с. Садовка